Развитие персонала как фактор повышения конкурентоспособности организации
Вопрос о понятии, составе, факторах и способах повышения конкурентоспособности организации является одним из наиболее обсуждаемых в отечественной и зарубежной науке и практике управления в последние годы.
Развитие технологий, глобализация рынка, структурная перестройка экономики, интеграция хозяйствующих субъектов создают новые условия конкурентной борьбы в современном мире. В сложившихся условиях возрастает необходимость применения новых подходов и методов контроля и обеспечения эффективности управления. Одним из важнейших показателей успешного функционирования предприятий является поддержание и рост уровня их конкурентоспособности.
Работа любого предприятия является довольно сложным и многогранным процессом. Уровень конкурентоспособности и возможности бизнеса связаны с скоординированным выполнением различных функций, успешное выполнение которых и определяет результат этой деятельности. Предприятие успешно функционирует, когда у него успешно развиты все направления в комплексе: финансы и экономика, маркетинг и сбыт, технология и производство, исследования и разработки. При этом носителями и исполнителями большинства хозяйственных функций (за исключением тех, которые полностью связаны с автоматизированными системами) являются сотрудники организации, ее персонал.
Именно качество управления и использования персонала многими исследователями выделяется среди основных факторов конкурентоспособности организации. По данным университетов Западной Европы, в таких странах, как США, Франция, Германия, Великобритания, Финляндия, Италия, Сингапур человеческий ресурс используется более чем на 70%; в Испании, Австралии, Японии, Канаде, Чехии - не более чем на 50%. В группу с низким показателем (около 25%) использования человеческих ресурсов компании попали Россия, Монголия, Украина, КНР, Польша, Мексика.
Для развития системы управления персоналом в целях обеспечения конкурентоспособности организации необходим инструмент, с помощью которого можно было бы оценить эффективность действующей системы управления и выявить пути ее дальнейшего совершенствования. Поэтому обладание таким инструментом, а также понимание возможностей и путей его использования в управленческой деятельности создает серьезные предпосылки для роста конкурентоспособности организаций.
В связи с этим существует необходимость исследования теоретических положений и практических подходов к понятию конкурентоспособности организации и определяющих ее факторов. Одной из наиболее важных проблем является разработка способов оценки и направлений повышения эффективности управления персоналом как одного из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности организации.
Актуальность и необходимость разработки способов оценки и направлений повышения эффективности управления персоналом предприятий в целях обеспечения их конкурентоспособности обуславливается наличием у отечественных организаций таких задач, как повышение производительности труда, рост отдачи от инвестиций в человеческий капитал, развитие производства и методов управления в соответствии с современными условиями рынка. Поэтому исследование направлений обеспечения конкурентоспособности организации на основе повышения эффективности управления персоналом имеет важное значение для науки и практики управления хозяйствующими субъектами.
Цель исследования заключается в решении проблемы разработки адекватного современным рыночным условиям инструментария оценки и определения направлений повышения эффективности управления персоналом как фактора конкурентоспособности организации.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена конкурентоспособность организации в условиях рынка;
рассмотрен персонал как главный критерий конкурентоспособности организации;
проанализированы характеристики персонала «БНП Париба» ЗАО;
разработаны рекомендации по разработке программы совершенствования характеристик персонала «БНП Париба» ЗАО.
Объектом исследования является совокупность организационно-экономических отношений в деятельности по управлению персоналом в организации «БНП Париба» ЗАО.
Предметом исследования являются теоретические и методические подходы к разработке инструментов управления персоналом в контексте обеспечения конкурентоспособности организации «БНП Париба» ЗАО.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики формирования конкурентоспособности организации, управления персоналом, эффективности экономических систем, экспертного анализа деятельности предприятий.
В ходе дипломной работы автор опирался на труды отечественных и зарубежных исследователей - Горьковой Т., Виханского О.С., Гибсона Дж., Кибанова А.Я, Кулешовой А.Б., Курбатовой М.Б., Магура М.И., Моргуновой Е.Б., Прахалада К.К., Раскова В.Е., Хэмела Г. и других.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
- Конкурентоспособность организации как фактор ее выживаемости в рыночных условиях
- Критерии конкурентоспособности организации
- Сущность и значение системы управления персоналом в повышении конкурентоспособности организации
- Методы оценки персонала организации и их характеристики
- Критерии оценки персонала в организации
- Общая характеристика «БНП Париба» ЗАО
- Общая характеристика и оценка личных и деловых качеств персонала «БНП Париба» ЗАО
- Рекомендации по разработке программы совершенствования характеристик персонала «БНП Париба» ЗАО