Общая характеристика управления персоналом
Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом.
Совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация - ее главный ресурс, называют кадрами, персоналом организации. Следует сказать, что обычно термин "человеческие ресурсы" принимают в отношении потенциального состава работников организации, термины "кадры", "персонал" - в отношении ее фактического состава. При этом предпочтение отдается термину "персонал", так как он учитывает не только способность человека к труду, но и личностные качества работника.
Система управления персоналом, т.е. систематизированное и сознательное объединение людей, действующих в определенных целях, включает в себя как всякая система управления, субъект и объект управления.
Субъект управления - совокупность элементов системы, осуществляющих целевое воздействие на объект управления, - это аппарат управления, организующий и координирующий труд исполнителей. Деятельность аппарата управления заключается в том, чтобы определить, что делать, как и в какие сроки.
Объект управления - совокупность элементов системы (исполнителей), обеспечивающих достижение поставленных целей в соответствии с нормами и правилами, установленными субъектом управления и действующим законодательством.
Одна из важнейших составных управленческой деятельности - управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления - обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в организации. Понятие "управление персоналом" имеет два основных аспекта - функциональный и организационный. В функциональном отношении под управлением персоналом подразумеваются следующие важнейшие элементы:
- определение общей стратегии;
- планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;
- привлечение, отбор и оценка персонала;
- повышение квалификации персонала и его переподготовка;
- система продвижения по службе (управление карьерой);
- высвобождение персонала;
- построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;
- политика заработной платы и социальных услуг;
- управление затратами на персонал.
В организационном отношении управление персоналом охватывает всех работников и все структурные подразделения на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом.
Система управления персоналом - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнение однородных функций.
По мнению многих авторов, эффективный процесс управления персоналом выглядит следующим образом (рис. 1) [5, 10, 31, 38].
Рис. 1. Процесс управления персоналом предприятия
управление персонал кадровый менеджмент
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.