Методы поиска новых идей и решений
метод управление решение принятие
Существует большое количество методов поиска новых идей и решений, которые обеспечивают эффективную творческую деятельность. Эти методы служат надежным и эффективным инструментом менеджмента. Знать эти методы или, по крайней мере, иметь о них представление, обязан каждый менеджер.
Приведём краткое описание, особенности и области применения некоторых основных методов управления:
· мозговой штурм и его разновидности;
· конференция идей;
· синектика;
· пул мозговой записи;
· идея Делфи;
· опрос с помощью карточек;
· идейная инженерия;
· метод коллективного блокнота;
· триггерная техника;
Мозговой штурм
Мозговой штурм (мозговая атака) - это метод работы группы, согласно которому первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации.
Все проблемы условно разделяют на три основных характерных типа:
· аналитические или причинные (почему клиенты слабо заинтересованы в приобретении продукта вашего предприятия);
· синтетические (как обеспечить эффективную и достаточную реализацию вашего продукта при условии слабой заинтересованности в нем);
· проблемы выбора (какой выбрать наиболее быстрый способ эффективной реализации вашего продукта).
Мозговой штурм особенно эффективен при решении синтетических проблем.
Стадии мозгового штурма:
· представление проблемы для рассмотрения;
· выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы;
· лицо, представляющее проблему для рассмотрения, выбирает несколько идей для дальнейшей проработки;
· на основе отобранных идей разрабатывают альтернативные варианты решения.
Процесс мозгового штурма обычно длится 2−3 ч, из них большая часть времени приходится на последнюю стадию − выработку действенных управленческих решений.
Техника созидательного сотрудничества
Этот метод характеризуется сменой групповой и индивидуальной работы. После относительно краткого (10-15 мин) группового мозгового штурма участники расходятся, чтобы индивидуально подумать над проблемой еще некоторое время (5-10 мин), записать дополнительные идеи, модифицировать или расширить уже имеющиеся.
Организация созидательного сотрудничества
· Изложение проблемы руководителем (5 мин)
· Высказывание идей и предложений группой (10-15 мин без учета перерыва)
· Выработка и модификация идей и предложений (10 мин)
· Развитие идей и предложений (60 мин)
Конференция идей
Метод конференции идей, как и предыдущие, можно считать модификацией классического мозгового штурма. Он отличается темпом проведения совещания выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев. В данном случае критические замечания могут повысить ценность выдвинутых идей. Все предложенные идеи фиксируют в протоколе без указания их авторства.
Конференция идей Гильде
К конференции идей Гильде привлекают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с этой проблемой, а также новичков, поскольку они свободны от стереотипов традиционных решений и часто выдвигают свежие идеи. Не следует приглашать на конференцию лиц, скептически настроенных относительно возможности решения данной проблемы, а также специалистов, которым якобы все известно заранее.
На конференции идей ее руководитель ведет себя как равный среди равных. К дополнительной его функции относится обязанность следить за ходом конференции, поддерживать непринужденную обстановку, помогать выдвижению идей.