Понятие качества и управления им
Статистические методы анализа качества широко применяется в отечественной и зарубежной системах управления качеством продукции.
Статистический анализ - это исследование условий и факторов, влияющих на качество продукции.
Источником данных при осуществлении анализ и контроля качества служат следующие мероприятия:
Инспекционный контроль: регистрация данных входного контроля исходного сырья, материалов; регистрация данных контроля готовых изделий; регистрация данных промежуточного контроля и т. д.
Производство и технология: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования (наладки, ремонт, техническое обслуживание); патенты и статьи из периодической печати и т.д.
Поставки материалов и сбыт продукции: регистрация движения через склады; регистрация сбыта продукции (данные о получении и выплате денежных сумм, контроль срока поставок) т.д.
Управление и делопроизводство: регистрация прибыли; регистрация возвращенной продукции; регистрация обслуживания постоянных клиентов, журнал регистрации продажи; материалы анализа рынка и т. д.
Инспекционный контроль: регистрация данных входного контроля исходного сырья, материалов; регистрация данных контроля готовых изделий; регистрация данных промежуточного контроля и т. д.
Производство и технология: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования (наладки, ремонт)
техническое обслуживание); патенты и статьи из периодической печати и т.д.
Поставки материалов и сбыт продукции: регистрация движения через склады; регистрация сбыта продукции (данные о получении и выплате денежных сумм, контроль срока поставок) т.д.
Управление и делопроизводство: регистрация прибыли; регистрация возвращенной продукции; регистрация обслуживания.
Постоянных клиентов, журнал регистрации продажи; материалы анализа рынка и т.д.
Финансовые операции: таблица сопоставления дебета и кредита; регистрация подсчета потерь; экономические расчеты и т.д.
Рис. 1.5 - Классификация видов контроля качества
Обычно для анализа данных на рабочем участке на японских предприятиях используются специально подобранные несложные для понимания и применения статистические методы - так называемые «семь инструментов контроля качества».
Эти семь инструментов объединяют следующие методы:
Расслоение.
Графики.
Диаграмма Парето.
Причинно-следственная диаграмма.
Гистограмма.
Диаграмма разброса.
Контрольные карты.
Перечисленные «семь инструментов контроля качества» при решении различных проблем могут использоваться как в отдельности, так и в различных комбинациях.
Решение той или иной проблемы проводится по следующей схеме:
Оценка отклонений параметров от установленной нормы.
Выбор наиболее важных факторов, от которых зависит решение.
Оценка факторов, явившихся причиной возникновения проблемы.
Оценка важнейших факторов, явившихся причиной появления брака.