Традиционная модель развития ВУЗов
Традиционная роль ВУЗов - получение, накопление и передача обществу знаний в форме обучения, публикаций и научных дискуссий. Учебный процесс раньше носил стереотипно-стандартизированный характер. Что это означает? Только одно, что схема процесса передачи знаний из года в год практически не менялась. Лектор читал лекции, в основном жестко теоретизированные, слушатели - студенты внимали и конспектировали услышанную информацию. По завершению курса писали курсовые работы по усвоенному материалу. Но в большинстве случаев все это сугубо теоретизированный процесс без адекватной практической применимости. И в конечном итоге степень запоминания изложенного материала среди выпускников ВУЗов невысока, так как студент не всегда видит возможность практического применения своих знаний, а еще хуже - не знает в каких ситуациях и с какой стороны вопроса их возможно использовать.
Помимо этого недостатка, этой модели присущ ряд других минусов:
. Традиционная модель обучения способна стимулировать лишь мотив достижения, блокируя познавательную мотивацию и, тем более, трансформацию последней в профессиональную.
. Традиционная модель обучения предполагает в основном фронтальное, а потому и дистанционное общение преподавателя со студентами, что создает значительный дефицит диалога между участниками учебного процесса. Это обстоятельство исключает реализацию принципа индивидуализации обучения.
. Традиционное обучение в силу своей авторитарности не дает студенту равное с преподавателем право на активность, не стимулирует переход студента из позиции потребителя учебной информации в позицию творца своих знаний и самого себя.
В связи со всем вышесказанным, традиционная модель обучения не создает условий для полноценного профессионального и личностного воспитания будущего специалиста. А это означает, что ВУЗы должны сформировать новую - инновационную модель, задачей которой будет являться приоритетное развитие современных методов управления научными исследованиями, правовой охраной и коммерциализацией инновационных разработок.