Процесс трансформации ВУЗов
Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное же образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции науки, непосредственно учебного процесса и производства, позволяющей сохранять ориентацию на практическое применение получаемых знаний.
Некоего шаблона инновационной модели университета, по которому будет строиться образовательный процесс - нет. Каждый ВУЗ ищет свою оптимальную модель инновационного развития. Трансформация ВУЗов подразумевает формирование на базе ВУЗов технопарков, интеграцию с предприятиями бизнес-структуры, инновационную технологию обучения.
Инновационная деятельность Высших учебных заведений базируется на взаимодействии науки и образования. Экономическая основа такой интеграции представляет объединение ресурсов и механизмов научного и образовательного комплексов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Структурная основа предполагает организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и образования. Инновационная основа обеспечивает интеграцию инновационных потенциалов сферы науки и образования с целью активизации инновационной деятельности в экономике.
Таким образом, наука и образование становятся главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития государства в двадцать первом веке, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс - инновационные знания, достижения и технологии будущего.
С переходом к рыночной экономике перед ВУЗами появилась проблема коммерческого использования своих разработок и результатов исследований, когда средства на поддержку и развитие уже выделены. И результат в виде разработок уже имеется. Здесь встаёт вопрос: что дальше?
После того как учёная мысль преобразуется в опытный образец, её путь заканчивается. Начинаются поиски предпринимателей в поисках финансирования. В большинстве случаев работа идёт по принципу «изобретение ради изобретения». Реже учёные работают на «заказ», и покупатель разработки известен заранее. Так, например, для того, чтобы не ждать, когда последует заказ на разработку какой-либо технологии, петербургские ученые создали ООО «Центр ноу-хау», который торгует «изобретениями на заказ». За 4 года существования в этом центре выполнено 25 проектов в разных отраслях - от топливно-энергетического комплекса до кондитерского производства. Готовый продукт передавался клиенту со всеми правами. Один из таких заказов состоял в следующем: владельцы цементного завода обратились к ученым с задачей построения терминала для отгрузки цемента с железнодорожного состава на судно. Стоимость строительства стандартного терминала на перевалку 1 млн. т. цемента в год - около $20 млн., ученым нужно было уложиться в сумму $3 млн. Они решили, не строить терминал, а предложили использовать водонепроницаемые контейнеры, в которые изначально загружают цемент. На берегу контейнеры накапливают на площадке до прихода судна. При погрузке их перемещают на судно с помощью крана. При опускании в трюм дно контейнера открывается, и цемент высыпается, а пустой контейнер возвращается на цементный завод.
В Пентагоне, к примеру, ученые создали радиоуправляемых жуков по заказу DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency) - агентство передовых оборонных исследовательских проектов, работающее в структуре министерства обороны США. Цель финансируемого Пентагоном проекта - создание шпионской видеокамеры на базе летающих насекомых, которые управляются дистанционно. Ученые Хиротака Сато и Мишель Махарбиз заставили жуков взлетать, снижаться, поворачивать и приземляться по команде с пульта управления. Для этого в их мускулатуру и нервную систему были имплантированы электроды, а на передней спинке укреплены радиотрансивер, контроллер и микроскопическая батарея.
При инновационном подходе новые знания либо овеществляются и становятся новой продукцией, либо становятся объектами интеллектуальной собственности, услугами, новыми технологиями. Тем самым результаты научной деятельности, масштабным источником которой является Высшая школа, становятся объектом купли-продажи, то есть превращаются в товар. Для реализации данного товара, необходимо тесное взаимодействие с предприятиями бизнес-структуры. Чтобы это взаимодействие было наиболее эффективным, необходимо сформировать технопарк, первый из которых появился в 50-х годах 20 века в Калифорнии, при Стэнфордском университете. Здесь же сформировались всемирно известные теперь компании - например, Hewlett-Packard, основанная еще в 1939 году двумя выпускниками Стэнфордского университета, а также технологический регион, получивший позже название «Кремниевая долина».