Внутренний бенчмаркинг
Особенно эффективен в крупных компаниях с большим количеством филиалов, которые, по сути, занимаются одной и той же работой, но в разных географических точках.
Прежде чем приступать к изучению конкурентов, лучше осмотреться в собственной компании, выявить отдел или филиал, который работает максимально эффективно.
Затем выяснить, за счет чего достигается столь значительный эффект (возможно в более высокой мотивации работников на достижение корпоративного эффекта или др.).
В отличие от всех остальных видов, осуществить внутренний бенчмаркинг намного легче, нежели какой-либо иной. Во-первых, потому что коллеги в рамках одного и того же предприятия намного охотнее делятся опытом и информацией. Ведь они работают ради общей цели, которая берет верх, даже если между филиалами или отделами в середине самой компании идет конкуренция за звание «передовика производства». Во-вторых, потому что для полной адаптации полученного в рамках внутреннего бенчмаркинга опыта предприятию в среднем требуется 2-4 месяца, в то время, как для иных видов метода этот срок может достигать нескольких лет.
В последние годы данный тип бенчмаркинга по причине простоты, во-первых, его организации и проведения и, во-вторых, сбора информации, необходимой для тщательного и детального сравнения, получил наибольшее распространение. Тем не менее, как показывает практика, внутренний бенчмаркинг в большинстве случаев не является оптимальным.
2.2 Конкурентный бенчмаркинг
- это современный эвфемизм, то есть более деликатное название бизнес-разведки. Не стоит путать с промышленным шпионажем, так как конкурентный бенчмаркинг использует совершенно законные методы и не является уголовно наказуемым.
Суть конкурентного бенчмаркинга сводится к тщательному изучению и сравнению с прямым конкурентом своей продукции, услуги, менеджмента или бизнес-процессов. Цель: выявить преимущества конкурента, установить методы его достижения и постараться максимально перенять прогрессивный опыт.
Конкурентный бенчмаркинг это - неоспоримый двигатель прогресса. Ведь если бы производители не перенимали успешного опыта своих прямых конкурентов, то прогрессивные технологии, идеи, оборудование и инновации так бы и оставались собственностью своих «отцов».
2.3 Функциональный бенчмаркинг
- бенчмаркинг, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций в том же секторе.
Он предполагает проведение сравнения с организациями, не относящимися к числу внутриотраслевых конкурентов, но осуществляющих функциональную деятельность, в улучшении которой заинтересована компания.
Функциональный бенчмаркинг представляет собой сравнение и учет передового опыта конкурентного предприятия (в той же или смежной отрасли) с последующей адаптацией и внедрением его у себя.
Например, в сфере мотивации и управления персоналом, логистики, маркетинга, мерчандайзинга и т.д. То есть, заимствуется не вся схема работы, а лишь какая-то конкретная сфера (например, управление продажами), в которой одно из предприятий отрасли показывает наилучшие показатели.
Как правило, функциональный бенчмаркинг принимает форму охоты за инновациями. Как только одно предприятие оптимизировало свою деятельность за счет какого-то уникального, гениального управленческого или технологического решения, оно получает серьезное конкурентное преимущество. А именно к такому преимуществу и стремятся все остальные игроки рынка.
Функциональный бенчмаркинг - процесс достаточно хлопотный. Особенно, если приходится перенимать и адаптировать под свою компанию технологию, которую разрабатывало для себя, опираясь на свою специфику и свою долю рынка, предприятие, даже не являющееся прямым конкурентом.