Влияние особенностей управления на социально-психологический климат коллектива
Наиболее устойчивые, долговременные влияния идут от первой ко второй и далее к третьей, а ситуативные - в обратном направлении.
Таким образом, исследование влияния системы управления, ее элементов и характеристик на социально-психологический климат требует установления взаимосвязей изложенной совокупности психологических факторов. Соблюдение этого условия позволяет не только установить роль управления, но и выявить то, что в нем самом деле и как оказывает влияние на социально-психологический климат».
«Излагаемый подход характерен системной ориентацией по отношению к изучаемым объектам. Реальное положение дел в них не может быть изучено и усовершенствовано вне понимания того, что они лишь одно из звеньев системы управления, связанных многочисленными отношениями и зависимостями со «средой». Необходимо исследовать все психологические явления в коллективе не только в их внутренней связи и зависимостях, но и в их внесистемном обусловливании. В комплекс последних входят:
) надсистемные связи и зависимости - влияние со стороны вышестоящих коллективов и должностных лиц;
) горизонтальные влияния - взаимодействия с подчиненными, находящимися на одном уровне системы управления предприятиями и учреждениями;
) подсистемные - влияния со стороны особенностей правопорядка и населения. По своим психологическим характеристикам все эти влияния могут носить базовый и текущий характер. Таким образом, изучение требует выявления комплекса «пространственных» зависимостей, определяемых самой структурой системы управления.
Предложенная типология социально-психологического климата по критерию связи с управлением обнаруживает себя в исследовании социального восприятия. Тем самым оно еще раз подчеркивает важность исследования всех аспектов социального восприятия для системного подхода и совершенствования социально-психологического климата в коллективе. Со стороны субъекта управления (он же объект социального восприятия коллективом); со стороны членов коллектива (субъекта управления); со стороны процессов взаимодействия.
С теоретических позиций эти три группы зависимостей лежат в основе трех психологически значимых путей оптимизации социально-психологического климата коллектива.
Социальное восприятие особенностей управления - не единственный компонент, опосредствующий влияние системы управления на социально-психологический климат коллектива. В числе таких факторов могут быть и личностно-групповые психологические характеристики: особенности личности, уровень развития психологии коллектива, эффективность его деятельности.
В качестве методологического подхода к определению влияния элементов и характеристик системы управления на эффективность деятельности являются положения о содержании социально-психологических проблем, определяемых конкретными общественными отношениями, выделенными Г.М. Андреевой. Эти отношения могут быть представлены в качестве соотношения удовлетворенности членов коллектива элементами и характеристиками системы управления и состоянием эффективности его деятельности. Критерий удовлетворенности широко используется в современной науке как индикатор определения состояния социально-психологического климата».
«Однако определять социально-психологический климат только по критерию удовлетворенности представляется сложным, поскольку можно быть удовлетворенным низким уровнем организации управления и неудовлетворенным эффективной управленческой деятельностью руководителей. В этой связи Б.Д. Парыгин отмечает, что не сама удовлетворенность, а скорее неудовлетворенность достигнутым, постоянное стремление превзойти взятые рубежи, критическое отношение к состоянию дел и своим усилиям - вот более достойная альтернатива для оценки социально-психологического климата коллектива.