Основы посреднической логистики
Высокая степень развития производства и товарного обмена делает присутствие коммерческих посредников в системах распределения и товародвижения самоочевидным. Исходя из объективной необходимости коммерческого посредничества, следует отметить, что, к сожалению, в общей теории логистики логистике коммерческого посредничества, или, как мы ее называем, "торговой логистике", не уделяют достаточного внимания. Коммерческое посредничество является процессом предоставления товаропроизводителям и потребителям услуг по организации товарного обмена на эквивалентной основе.
Услуги, предоставляемые коммерсантами потребителям, создают условия для того, чтобы материальные блага, произведенные в массовом порядке многими предприятиями, разбросанными по обширной территории, были бы доступны в таком количестве и с таким качеством, в таком месте и в такое время, что удобные для последних. Коммерсанты берут на себя выполнение таких операций, как составление и дробления партий товаров, их транспортировка и хранение, формирование товарного ассортимента, выкладки товаров и многое др.
С ростом роли торговли в экономике усиливается и тенденция к все более активного привлечения коммерсантов к процессу товарного обмена.
Посредническая логистика решает вопросы:
) планирования и организации закупок товаров у товаропроизводителей (продавцов);
) планирования и организации доставки закупленных товаров на базы и склады коммерческих посредников;
) организации приема, размещения, хранения товаров на базах и складах коммерческих посредников;
) управление товарными запасами в сфере торговли;
) планирования и организации продажи товаров покупателям;
) организации предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей.
Количество и сопряжения коммерческих посредников в капиталах товародвижения может быть самым разнообразным. Оно определяется товарной номенклатуре, характером производства и потребления, географией продавцов и покупателей и многими другими факторами. Согласно этому отличаются и формы организации торговой логистики, под которыми мы понимаем взаимосвязанные и взаимообусловленные сочетания различных логистических элементов в составе логистических цепочек и систем.
Зависимости от уровня спроса на новые услуги можно предположить следующие направления развития логистических посредников:
) возникновение специализированных логистических посредников;
) переориентация деятельности посредников, которые выполняют комплексное обслуживание клиентов, на терминальные технологии в режиме работы транспортных терминалов;
) в условиях территориального притяжения до крупных транспортных узлов посреднические организации комплексного обслуживания могут быть базой для создания транспортно-сбытовых центров, за рубежом называют логистическими.
Логистические посредники оказывают логистические услуги потребителям и производителям, формируют их хозяйственные связи. Предприятия, занятые логистической посреднической деятельностью по обслуживанию производства, могут концентрировать функции по закупке и реализации продукции, осуществляя хозяйственные связи с производителями и потребителями продукции, а также по предоставлению новых видов услуг, когда они налаживают хозяйственные связи производителя с потребителями.