Сложности интеллектуального управления
Идея коррекции фундаментальных математических моделей, полученных глубоким познанием объективных закономерностей явлений и процессов окружающего нас мира с использованием эвристических специализированных знаний, выявленных из субъективного восприятия человеком системы управления, основывается на уже доказанных психологами и кибернетиками фактах существования в памяти человека «модели внешнего мира» и зависимости восприятия им реальности от этой модели.
Поскольку интеллектуальные системы управления ориентированы на использование привносимой от человека информации, то возникновение и развитие теории интеллектуального управления, неразрывно связано с субъектно-ориентированным подходом в науке. Значимость такого подхода показала еще квантовая физика, появившаяся в 20-х годах ХХ-го века и заменившая атом как реальную сущность на абстракцию волнового процесса. На современном этапе развития теории управления наиболее четко субъектно-ориентированный подход сформулировали А.Н. Мелихов, Л.С. Берштейн, С.Я. Коровин: «Значительная часть информации необходимая для математического описания объекта существует в форме представлений и пожеланий специалистов - экспертов, имеющих опыт работы с данным объектом».
Возникает сложная и во многом еще не изученная схема восприятия человеком окружающего мира и его моделирования, что во многом определяет проблемы интеллектуального управления.
Картина восприятия объекта управления представляется как пересечение двух процессов. Первый процесс, присущий миру управления - познание объекта управления специалистом-управленцем. Этот процесс идет по схеме, когда восприятие человеком того, чем он управляет зависит от модели внешнего мира, представленной понятиями «теории» и «опыта». При этом термин «теория» обозначает фундаментальный научный базис, а термин «опыт» - узкопрофессиональные знания, накопленные на практике.
Второй процесс, присущий миру моделирования - познание системы управления специалистом по моделированию (модельером). В практике моделирования специалист-модельер, владеющий уже другим научным фундаментом и практическим опытом применения одного или более методов моделирования, направляет свою познавательную деятельность на восприятие личностной модели объекта управления эксперта.
Проблемы взаимодействия миров управления и моделирования исследовались психологами, специалистами по экспертным системам, лингвистами, а также в других прикладных науках. Эти проблемы хорошо известны - дуальность мышления человека, позволяющая ему совместно манипулировать профессиональным языком, как подмножеством естественного языка и интуитивными, чувственными не вербальными образами, «когнитивная защита» эксперта и «психологический барьер» общения управленца и модельера, возникающие при попытках извлечь знания и опыт из эксперта.
Еще одна проблема организации интеллектуального управления - терминологическая и гносеологическая. Ее суть состоит в том, что толкование модельерами термина «задача» тесно связано с целеполаганием и во многом единственно, осталось скорее присущим простым, адаптивным и модельным (рис. 1.1-1.3), чем многомодельным, гибридным системам управления (рис. 1.4-1.6). Успешно развивавшиеся в кибернетике методы анализа, редукции и решения сложных оптимизационных задач с количественной постановкой для первый систем, оказались неприменимыми к сложным практическим задачам с присущей им неоднородностью во вторых системах.
Эволюция задач интеллектуального управления