Мировой опыт взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами
Нужно заметить, что описанная (повторяю, в чрезвычайно упрощенном виде) схема взаимоотношений между субъектами общественной жизни принципиально ничем не отличается от схемы организации взаимодействия в крупном бизнесе, особенно в современных горизонтально-интегрированных корпорациях. В такой аналогии прямым аналогом граждан являются заказчики, аналогом бизнесов - сотрудники компании, функциональные и территориальные подразделения, а аналогом государства - руководство компании. Естественно, при этом существенно различаются отношения принадлежности, собственности, да и более гибкой является схема «международного взаимодействия». Но принципиальных отличий в отношениях взаимодействия между «субъектами корпорации» и «субъектами общества» не существует.
Из сказанного вытекает первый принципиально важный тезис: электронное правительство - это только термин. Суть любого проекта электронного правительства, реализуемого в любой стране - это всегда внедрение корпоративной информационной системы национального масштаба. e-Corporation и e-Government - это очень близкие вещи, не существует принципиальной разницы между процессами автоматизации в большой корпорации и процессами автоматизации в государстве, хотя цели и методы, конечно, немного различаются. В частности, в силу отличия традиций и культуры государственного и корпоративного управления. Итак, говоря о создании электронного правительства в России, мы должны говорить и думать в терминах разработки и внедрения корпоративной информационной системы для «Корпорации Россия».
Для того чтобы весь описанный механизм в целом работал (не важно, в корпорации или в стране) - кстати, обратите внимание, что я до сих пор вообще ничего не сказал про информационные технологии - необходимы правила работы государства, простые, понятные и непротиворечивые. Необходимы правила работы бизнесов, прозрачные, выгодные для общества и справедливые. Необходимо неукоснительное соблюдение этих правил, их прозрачность и доступность для граждан и всей системы в целом. Обычно все это существует в той или иной мере в корпорациях - т. к. для бизнеса эффективность функционирования является критически важным фактором. На государственном уровне эти условия реализуются в той или иной степени в разных странах, в большей степени - в традиционных демократиях, в меньшей степени - в развивающихся и посткоммунистических странах.
Существенным отличием правил работы бизнеса от правил работы государства является целевая ориентация - эффективные бизнесы ориентируются на нужды заказчиков, в то время как традиционные государства зачастую ориентируются на собственные потребности, в той или иной степени игнорируя нужды граждан. Соответственно, существенно различаются и установленные бизнес-процессы. В частности, при взаимодействии с бизнесом заказчик чаще всего имеет единственную точку контакта, а все внутренние проблемы, связанные с его обслуживанием, решаются внутри бизнеса в соответствии с внутренними бизнес-процедурами. Во взаимоотношениях граждан и бизнесов с государством обычно все происходит наоборот - имеются множественные точки контактов, и выполнение соответствующей установленной государством процедуры является обязанностью «заказчика». Все знают, сколько нужно собрать различных справок и документов, и перенести их из одной организации в другую для выполнения, вообще говоря, простейших транзакций - типа оформления прав собственности, той или иной регистрации и т.д. При этом, кстати, часто нарушается и принцип транзакционности, в результате чего никогда нельзя быть уверенным в целостности и непротиворечивости данных в различных ведомствах.