Правила и принципы успешного делегирования полномочий
Сначала выясним, что можно делегировать, а что - нет. Делегировать в любом случае надо:
Решение частичных, узкоспециальных проблем, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя и прекрасно это понимают;
Осуществление подготовительной работы (обобщение материала, формулировку первичных выводов, написание различных проектов), носящей в большинстве случаев рутинный характер, но, тем не менее, позволяющей продемонстрировать свои способности;
Решение частных вопросов;
В то же время не делегируются:
Такие функции руководителя, как постановка целей, окончательное решение по стратегическим вопросам; контроль результатов.
Мотивация сотрудников.
Задачи особой важности.
Задачи высокой степени риска.
Необычные, исключительные дела.
Актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений или перепроверки.
Конфиденциальные задачи.
Рассмотрим основные правила и условия делегирования. Итак:
. Делегирование - это регулярный процесс, т.е. делегирование должно быть постоянным.
. Делегирование должно быть направлено на всех подчиненных.
. Нельзя делегировать ответственность, подчиненный отвечает только за срок выполнения задач.
. Передача полномочий должна осуществляться не из соображений престижа, а исключительно для пользы дела. Дело, его польза, а не амбиции являются критериями делегирования.
. Вместе с задачами руководитель должен передать подчиненному всю необходимую информацию.
. Перед делегированием необходимо провести собеседование с тем, кому собираемся делегировать.
. Передача полномочий должна быть публичной.
. Необходимо осуществление ротации, т.е. распределения задания таким образом, чтобы все вместе взятые подчиненные могли заменить руководителя, а отдельно взятые - нет.
. Делегирование должно быть непосредственным, без использования передаточных звеньев, чтобы избежать эффекта «испорченного телефона».
. В коллективе должен царить благоприятный морально-психологический климат, взаимопонимание и доверие между руководителями и подчиненными;
.Нельзя допускать излишнее вмешательство со стороны администрации, необходимо поощрение самостоятельности и инициативы работников;
Только следование этим правилам позволит повысить эффективность делегирования и добиться поставленных задач.
Итак, делегирование - это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющего повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, а именно эта обязанность и делает работника руководителем.
ПРОБЛЕМЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ