Связь квалификации кадров с производительностью труда
Комплектование учебных групп осуществляется, как правило, с рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации и примерно одинакового общеобразовательного уровня на основании заявления рабочих и рекомендаций руководителей участка, цеха. Численный состав группы рекомендуется от 25 до 30 человек. При отсутствии возможности создания групп может проводиться индивидуальное обучение рабочих по соответствующим планам и программам.
Стажировка проводится на рабочих местах предприятия. В процессе прохождения стажировки рабочие под руководством бригадира, мастера или высококвалифицированного рабочего обязаны выполнять работы, которые по сложности соответствуют потребностям тарифных разрядов профессий, получаемых в результате обучения.
Обучение на производственно- экономических курсах заканчиваются сдачей квалификационных экзаменов независимой государственной комиссии. По профессиям, по которым предусматривается стажировка, квалификационные экзамены проводятся после ее завершения.
Курсы целевого назначения создаются на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, новых методов хозяйствования, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности, вопросов, связанных с повышением качества продукции и т.д.
Обучение на курсах целевого назначения проводятся по учебным программам, разрабатываемым предприятием.
Занятия на курсах рекомендуется проводить в группах с численным составом от 25 до 30 человек. Комплектование учебных групп осуществляется в соответствии с тематической направленностью курсов.
Лица, прошедшие подготовку, переподготовку, обучение вторым профессиям, а также повышение квалификации, должны сдать квалификационный экзамен. Такой экзамен принимает создания приказом нанимателя квалификационная комиссия. По результатам экзаменов и сдачи пробы комиссией принимается решение - присвоить или не присвоить работнику квалификационный разряд по профессии.
Важной формой повышения квалификации рабочих на производстве являются школы по изучению передовых методов труда. Для них характерна тесная связь с различными формами проявления творческой инициативы работников. С помощью ШПМТ рабочие осваивают наиболее прогрессивные приемы и методы работы новаторов производства, позволяющие увеличить производительность труда, улучшать качество и снижать себестоимость продукции. Для школ по изучению передовых методов труда не установлен конкретный срок продолжительности обучения.
Руководство и ответственность за подготовку и повышение квалификации кадров на производстве несут руководитель предприятия или организации, главный инженер и руководитель кадровых служб. Координацию всей работы по подготовке и повышению квалификации кадров на предприятии осуществляет отдел технического обучения, а при его отсутствии- кадровая служба. Руководители структурных подразделений создают условия для обучения и повышения квалификации подчиненным им работникам и несут персональную ответственность за организацию и уровень их обучения, а также повышение их квалификации[4,с.11].
В первой главе курсовой работы была показана экономическая сущность и значение производительности труда, представлены показатели и методы измерения производительности труда, роль квалификации персонала, ее основные формы и взаимосвязь между квалификацией работников и производительностью труда.