Процесс стратегического управления
Комбинацию внутреннего и внешнего анализа часто называют SWOT-анализом, поскольку он сводит воедино сильные и слабые стороны организации, а также благоприятные возможности и угрозы, что позволяет определить стратегическую нишу, которую может занять организация. Основываясь на SWOT-анализе, менеджеры получают возможность определить стратегическую нишу, которую может занять их организация.
Рис.4. Определение благоприятных возможностей организации.
Этап 4. Формулировка стратегий.
После проведения SWOT-анализа менеджерам необходимо определить и оценить стратегические альтернативы, а затем выбрать те стратегии, которые позволят им с наибольшей выгодой воспользоваться сильными сторонами своей организации и внешними благоприятными возможностями, а также избавиться от тех или иных слабых сторонах своей компании и защититься от угроз. Стратегии должны разрабатываться для корпоративного уровня, бизнес-уровня и функционального уровня организаций, что мы кратко обсудим позже. Данный этап завершается после того, как менеджеры заканчивают выработку стратегий, способных обеспечить их организации относительное преимущество над ее конкурентами.
Этап 5. Реализация стратегий.
Предпоследний этап процесса стратегического менеджмента заключается в реализации выбранной стратегии. Стратегия хороша только тогда, когда она правильно и эффективно реализуется. Как бы хорошо компания ни спланировала свои стратегии, она не сможет работать с высокими показателями, если они не реализуются должным образом.
Если менеджеры хотят, чтобы новые стратегии дали намеченный результат, им приходится очень часто нанимать новых работников с различной квалификацией, переводить некоторых уже работающих сотрудников на новые должности и увольнять других. Кроме того, поскольку всее больше и больше организаций используют метод работы в команде, важной частью реализации стратегии становится способность создавать эффективные группы и управлять ими. И наконец, следует отметить, что способность менеджеров высшего звена эффективно руководить - это необходимый компонент успешной стратегии. Не менее важна и заинтересованность в работе менеджеров среднего и оперативного (низового) звена, которые проводят в жизнь конкретные планы менеджеров высшего звена.
Этап 6. Оценка результатов.
Последний этап процесса стратегического менеджмента - это оценка результатов реализации выбранной стратегии. Насколько эффективными оказались наши стратегии? Что нужно скорректировать?