Сущность, понятия власти
Чтобы проиллюстрировать это утверждение, вспомним ситуацию, когда руководитель может в рабочее время обсуждать с подчиненным свои собственные бытовые вопросы, например, побуждать, планировать услуги подчиненного по организации рыбалки и т.п., но считает совершенно излишним вникать в вопросы создания здоровых условий труда для своих подчиненных. Для другого же приоритеты могут быть прямо противоположными.
Естественно, что структура предпочтений в сфере взаимодействия у конкретного руководителя может достаточно ярко его характеризовать, а также дать информацию относительно возможности дальнейшего его развития как профессионала, определить в случае необходимости направленность психологической помощи и коррекционных воздействий. В связи с этим достаточно актуальным представляется типологизация сфер взаимодействия в структуре управленческой деятельности.
Воспользуемся перечнем функций руководителя первичного коллектива, приводимым Рубахиным В.Ф., Журавлевым А.Л., Шориным В.Г., который, дает наиболее подробное указание на различные направления их деятельности. Эти исследователи к числу типичных отнесли:
1. Координацию деятельности подчиненных с целью выполнения плана.
2. Обеспечение роста производительности труда людей и оборудования.
3. Организацию сопряженной и ритмичной работы (обеспечение рабочими, оборудованием, полуфабрикатами, сырьем). Прогнозирование возможных срывов в работе и их предупреждение.
4. Контроль, оценка и коррекция деятельности подчиненных.
5. Поддержание трудовой дисциплины в производственном коллективе.
6. Расстановку рабочей смены. Согласование индивидуальных особенностей подчиненных со спецификой их труда.
. Снижение у подчиненных неудовлетворенности трудом и различными элементами производственной ситуации (условиями труда, зарплатой и т.д.). Моральное и материальное стимулирование.
. Регулирование межличных отношений подчиненных и разрешение конфликтов между ними.
. Снижение психологической напряженности в отношениях с подчиненными.
. Отстаивание законных интересов своих подчиненных.
. Сохранение постоянного состава подчиненных, управление текучестью рабочих кадров.
12. Обеспечение профессионального совершенствования своих подчиненных.
13. Воспитательная работа с подчиненными.
Мы видим, что перечисленное многообразие функций затрагивает производственно-технологическую сферу, когда руководитель осуществляет управленческое взаимодействие в рамках экспертной функции, задавая образец требований к продукту или процессу совместной деятельности, определяя содержание корригирующего воздействия в рамках технологического процесса.