Уровни и роли управления
Таблица 2 - Роли в коллективе
Название роли |
Содержание роли |
1. Творческие роли | |
Генератор идей |
выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, определяет пути и средства реализации идеи. |
Эксперт |
обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения. |
Критик |
подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей. |
Организатор |
организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели. |
2. Коммуникативные роли | |
Делопроизводитель |
выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы. |
Связной |
связывает на неформальной личностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи в группе. |
Координатор |
осуществляет увязку действий отдельных членов группы сточки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером. |
3. Поведенческие роли | |
Оптимист |
всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы. |
Нигилист |
всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «черной вороной». |
Конформист |
следую общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с мнением группы, представляя «молчаливое большинство». |
Догматик |
упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы. |
Кляузник |
собирает и способствует распространению слухов, часто непроверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции. |
Как видно, многие качества влияют на эффективность деятельности менеджера - не только профессиональные, но и личные психологические характеристики. Каждая из таких характеристик определенным образом и в определенной мере влияет на результаты деятельности менеджера, а затем и компании в целом. Менеджер должен уметь все - и общаться, находить общий язык со всеми, и знать специфические сферы деятельности своего предприятия, и многое другое. И только образованный менеджер и психологический лидер может стать достойным управляющим крупного предприятия. [12, 7]
Особенности подготовки менеджера как специалиста