Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия
. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.
Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов.
Исходя из рассмотренной выше концепции конкурентоспособности предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему (рисунок 3) [7].
При этом под внешними факторами следует понимать [7],
во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия),
так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания;
государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль;
правовая защита интересов потребителя).
То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.
Внешние факторы |
Внутренние факторы | |||||||||||||||
Меры государственного воздействия |
Основные характеристики рынка, особенности деятельности предприятия |
Потенциал маркетинговых служб | ||||||||||||||
Кадровый, финансово-экономический потенциал | ||||||||||||||||
Налоговая политика |
Тип предприятия и ёмкость рынка | |||||||||||||||
Эффективность рекламы | ||||||||||||||||
Финансово-кредитная политика |
Наличие и возможности конкурентов | |||||||||||||||
Уровень материально технического обслуживания | ||||||||||||||||
Государственная система стандартизации |
Обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов | |||||||||||||||
Правовая защита интересов потребителей | ||||||||||||||||
Таможенная политика | ||||||||||||||||