Содержание управления персоналом в организациях социального обслуживания
На основе выводов аттестационной комиссии в организациях создается кадровый резерв. Работа с сотрудниками, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому усвоению характера работ, по выработке у работника умения и навыков руководства на уровне современных требований.
В систему этой работы входят:
· учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства;
· стажировка в должности, на которую зачислен в резерв;
· временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, отпусков;
· выезды в другие организации в целях изучения положительного опыта;
· участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации;
· участие в проверках производственной деятельности организаций и их подразделений;
· участие в подготовке и проведении конференций, семинаров и совещаний.
В социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена проблема профессиональных рисков. Неоспоримо лишь то, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются:
· ощущение эмоционального истощения;
· враждебность по отношению к клиентам;
· наличие психосоматического заболевания;
· нарушение аппетита;
· негативная самооценка;
· возрастание агрессивности и чувства вины и др.
Отсюда очевидна необходимость внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников.
Известно, что вероятность профессионального выгорания значительно снижается, если специалист не только анализирует свои чувства, но и делится ими с другими. Люди могут переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если они получают адекватную поддержку. Наиболее важно получить адекватную поддержку в трудных случаях, когда работа с клиентом фрустрирует специалиста. Первым субъектом в оказании такой поддержки может стать трудовой коллектив. В организациях социального обслуживания проводятся групповые тренинги.
Групповые тренинги сосредоточены на исследовании системы отношений «социальный работник-клиент». Материалом обсуждения являются реальные трудные случаи и неудачи из практики членов группы. Основная цель метода - научиться быть более сенситивными и понимать сложный язык жалоб клиента. Таким образом, в центре обсуждения находятся постоянно меняющиеся отношения между специалистом и клиентом. Вне обсуждения остаются теоретические вопросы, особенности личности самого специалиста и поиск решения проблемы. Предметом групповых тренингов выступает анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциалов процесса коммуникации между специалистом и клиентом. При этом решаются следующие задачи:
осознание искажений и «слепых пятен», блокирующих продуктивность профессиональных отношений с людьми;
расширение представлений о процессах оказания помощи и поддержки в противовес ранее сформированным установками;
развитие способности к рефлексии своего поведения и своих чувств в межличностном взаимодействии;
повышение сенситивности к групповым процессам и чувствам другого человека;
формирование навыков коллегиальной психологической поддержки;
психологическая профилактика выгорания путем проработки неудач в практике оказания социальной помощи.
Решение этих вопросов приводит к взаимному обогащению участников групп эффективными технологиями психологического анализа трудных случаев, а также к повышению компетентности в профессиональном общении. Групповые тренинги формируются на основе добровольного участия специалистов, стремящихся к профессиональному и личностному росту, готовых к пересмотру стереотипов своей работы, заинтересованных в получении квалифицированной обратной связи, групповой поддержке и коллегиальной помощи. Группы работают в течение нескольких лет, регулярно встречаясь 1-2 раза в месяц. В группу входят от 6 до 12 человек, как правило, не связанных служебно-иерархическими отношениями. Каждый из участников предоставляет хотя бы один раз свой случай для анализа. Каждое занятие посвящается одному конкретному случаю, обсуждение которого обычно занимает не менее 2 часов [61, C.130, 130-132].
Управление персоналом в МУ КЦСОН Ленинского района