Структура корпоративного образования
Для выявления структуры корпоративного образования и его взаимодействия с другими формами образования, прежде всего, следует рассмотреть необходимые компоненты корпоративного образования. Вернемся к определению корпоративного образования. Из него следует, что в результате корпоративного образования субъект: обретает компетентность в узкопрофессиональном отношении, то есть получает умения и навыки, необходимые для эффективного исполнения своих прямых служебных обязанностей на уровне корпоративных требований; понимает смысл и характер своей профессиональной деятельности, а также смысл, характер и направленность коллективных и межличностных отношений, свои роли и перспективы в социальных отношениях и процессах, прямо или опосредованно связанных с профессиональной деятельностью; участвует в формировании и обеспечении устойчивости коллектива, смысл существования и деятельности которого ему понятен, в котором он нужен и признан; имеет четко сформулированные и подлежащие достижению понятными путями личностные цели, позволяющие ему (заставляющие его) сформировать глубокую внутреннюю мотивацию в отношении своей конкретной работы в рамках корпорации как средства достижения этих целей; осознает себя как корпоративную личность, то есть как личность, тесно связавшую свою судьбу с судьбой корпорации и тем самым стремящуюся к благополучию этой корпорации.
Отсюда вытекают следующие необходимые компоненты корпоративного образования.
1.Узкопрофессиональное обучение, в том числе - на рабочем месте (формирование необходимых умений и навыков).
2.
Обеспечение осознанности профессиональной и личностной деятельности путем обучения основам адекватного мышления на конкретной базе этих видов деятельности (формирование необходимых знаний, умений и навыков такого мышления).
3.
Формирование знаний, умений и навыков, позволяющих устойчиво жить и работать в конкретных коллективах, членом которых является субъект корпоративного образования.
4.
Обеспечение постановки субъектом корпоративного образования конкретных личностных целей, а также построения планов и программ их неотвратимого достижения, в качестве способа обеспечения глубокой внутренней мотивации субъекта в отношении корпоративной деятельности как средства достижения этих целей (формирование соответствующих знаний, умений и навыков).
5.
Формирование у субъекта позитивного эмоционального отношения (любви) к корпорации, ведущего к глубокой внутренней мотивации в отношении профессиональной и социальной деятельности в интересах корпорации и личности.
Результат реализации всех приведенных здесь компонентов корпоративного образования можно определить как сформированность общей корпоративной компетентности. Рассмотрим формы, в которых может быть реализовано корпоративное образование в соответствии с его перечисленными компонентами.
· Наставничество (на рабочем месте). Наставничеством называется форма (способ) передачи профессионально состоявшимся на определенном уровне работником субъекту корпоративного образования умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, непосредственно в ходе совместной профессиональной деятельности. Наставничество не предусматривает формирования знаний, а предполагает только формирование необходимых (достаточно простых) умений и навыков, позволяющих обучаемому исполнять служебные обязанности на уровне, допустимом с точки зрения служебных инструкций.
· Лекция. Лекцией называется способ передачи знаний от обучающего к обучаемым в вербальной, аналитической и образной формах, не обеспечивающий обратной связи в ходе образовательного процесса и не формирующий умений и навыков в рассматриваемой области. Лекция является необходимым элементом системного образования, потому что только таким способом можно передавать системные знания в виде целостных блоков, не прерываемых иными видами деятельности. Так, например, если в процессе корпоративного образования речь идет о формировании коллективов и их функционировании, то предварительно необходимо ввести соответствующие понятия, описать необходимые связи между явлениями в этой области (законы) и дать целостную общую картину, черты которой проявляются в конкретных ситуациях, представляющих интерес для обучаемых.