Выявление специфики статусных конфликтов в рабочем коллективе (на примере подразделения технической дирекции ООО «Красноярский завод тяжелого машиностроения»)
ООО «Красноярский завод тяжелого машиностроения» (далее КЗТМ) занимается производством экскаваторной техники и оборудования к ней. Организационная структура КЗТМ состоит из комплекса подразделений, каждое из которых отвечает за определенную область работы.
В настоящей главе предлагается исследование статусных конфликтов внутри подразделения технической дирекции (далее ТД).
На сегодняшний день в состав ТД входит несколько отделов:
- конструкторское бюро (далее КБ) - отвечает за разработку чертежей деталей;
- технологическое бюро (ТБ) - занимается технологическими расчетами этих деталей;
- управление качеством (УК) - отвечает за качество выполнения заказа;
- отдел технической документации (ОТД) - обеспечивает техническую документацию всего процесса производства.
В контексте разделения организационной структуры КЗТМ на производственную и управленческую части, техническая дирекция структурно относится к управлению, однако теснейшим образом связана с производством.
В рамках данной управленческой единицы присутствует своя иерархия. Так, отделы КБ, ТБ и ОТД подотчетны отделу управления качеством (УК).
Таким образом, целостно, ТД состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых отделов, каждый из которых выполняет свои функции в общей системе производства.
Для выявления способности различать личностные и должностные факторы, провоцирующие конфликт, членами рабочего коллектива ТД применялся метод анкетирования, который выступал подготовительным этапом к проведению эксперимента.
При реализации метода анкетирования были опрошены все представители ТД (47 человек).
Анкета содержала пять вопросов, на которые каждый из членов коллектива ТД должен был выбрать ответ по восьмибалльной шкале (от 0 до 7) (Приложение 1).
Ниже приведены результаты анкетирования в виде общих среднеарифметических показателей, полученных в ходе обработки анкет.
Среднеарифметические показатели ответов на вопрос «Конфликты, какого уровня чаще всего случаются в Вашем коллективе?» представлены в виде таблицы (Таблица 2.1.).
Таблица 2.1. Оценка уровня конфликтов по восьмибалльной шкале рабочим коллективом технической дирекции КЗТМ
Подчиненный - руководитель 3.7 |
Между коллегами 5.0 |
Конфликты с участием всех категорий сотрудников 3.5 |
Основным уровнем конфликта в рабочем коллективе ТД являются конфликты между коллегами. Конфликты с участием всех категорий сотрудников встречаются в 1.4 раза реже.
Среднеарифметические показатели ответов на вопрос «В какой степени данные характеристики, на Ваш взгляд, чаще всего приводят к конфликту?» выглядят следующим образом (Таблица 2.2.).
Непрофессионализм выступает превалирующим фактором, приводящим к конфликту. При этом недоброжелательное отношение к людям и особенности темперамента сотрудников ТД играют не менее важную роль в возникновении конфликтных ситуаций.
Таблица 2.2. Характеристики, приводящие к конфликту, по данным опроса рабочего коллектива технической дирекции КЗТМ
Непрофессионализм 5.8 |
Особенности темперамента 4.1 |
Недоброжелательное отношение к людям 4.4 |
Среднеарифметическая оценка степени влияния характерологических особенностей подчиненного, руководителя, коллеги на возникновение конфликтной ситуации представлена в Таблице 2.3.
Таблица 2.3. Оценка рабочим коллективом ТД степени влияния характерологических особенностей подчиненного, коллеги, руководителя на возникновение конфликтной ситуации
Характерологические особенности |
Подчиненный |
Коллега |
Руководитель |
Леность |
5.9 |
4.4 |
3.2 |
Недобросовестное отношение к работе |
6.2 |
4.8 |
4.5 |
Непрофессионализм |
4.9 |
4.6 |
4.9 |
Бестактность |
4.9 |
4.8 |
4.0 |
Недоброжелательное отношение к людям |
3.4 |
4.3 |
5.8 |
Неуверенность |
3.9 |
2.5 |
5.3 |
Безынициативность |
3.7 |
3.5 |
5.2 |
Нерешительность |
3.0 |
3.5 |
5.2 |
Заниженная самооценка |
3.0 |
3.5 |
4.9 |
Завышенная самооценка |
5.0 |
5.1 |
6.7 |