Менеджмент как наука и искусство
Менеджмент существует на стыке таких наук как экономика, социология, психология, теория систем и кибернетика, статистика и др. Можно овладеть этими знаниями, но не быть хорошим управленцем. Для этого необходимо нарабатывать навык. Знания, превращенные в навык, есть искусство. Между наукой и искусством должно существовать промежуточное звено, как между теорией и практикой, наукой и искусством. Это прикладное, промежуточное знание. Теорию необходимо переводить на язык практики и на производстве этим занимаются технологи. В социальной сфере технологическое звено должны восполнить социальные работники (как социальные технологи). абстрактное понятие
Менеджмент как некая система функций.
В качестве основных функций управления можно назвать:
А) Планирование - это создание некоторой идеальной модели явления, процесса.
Б) Технологическая разработка, т.е. перевод идеальной модели на реальные процессы.
В) Организаторская функция предполагает организацию и направление усилий людей, групп на достижение общих целей.
Г) Координация обеспечивает взаимодействие отдельных звеньев и индивидов.
Д) Мотивация. Одной из задач менеджмента является формирование позитивной мотивации у работников.
Е) Контроль, т.е. количественная и качественная оценка результатов.
Менеджмент как процесс предполагает определенную последовательность действий. Можно выделить следующие логические этапы:
Разработка программы деятельности и руководство ее реализацией.
Организация финансирования и обеспечения ресурсами.
Непосредственное руководство деятельностью организации и взаимодействием как между подразделениями данной организации (внутри), так и с другими организациями.
Руководство и контроль за персоналом.
Установление связей с внешней средой, общественностью (public relations) предполагает:
Установление позитивных контактов с потребителями услуг (реклама);
Налаживание связи с партнерами или с конкурентами;
Установление связи с широкой общественностью с целью сформировать благоприятный имидж организации в глазах общественности.
Контроль за внедрением инноваций. Необходим потому что обуславливается воздействием таких факторов:
Динамичный темп современной жизни, т.е. чтобы организация соответствовала своей миссии необходимо постоянно внедрять инновации.
Подавляющее большинство работников негативно воспринимает инновации, а иногда активно им сопротивляется.
Менеджмент как аппарат управления.
Основными составляющими аппарата управления являются:
.- персонал;
. - исследования и проекты;
. - маркетинг (изучение рынка);
.производство продукции или оказание услуг;
. - финансирование.
Персонал любой организации можно рассматривать на следующих уровнях:
I. Руководство. Его основные функции:
Координация;
Формирование политической стратегии;
II. Высший уровень персонала. Основные функции:
Планирование;
Организация;
Разработка различных программ;
III. Средний уровень персонала. Это самое важное звено. Осуществляет такие - функции как:
Мотивация исполнителей;
Контроль за работой исполнителей;
IV. Исполнители.
Менеджмент как определенная категория людей.
В деятельности менеджеров существует 4 основных принципа.
. Основными мотивами работников являются скорее социально-психологические факторы, нежели материальные (Удовлетворенность трудовым коллективом, условиями труда, оплатой).
. Производительность труда отдельных лиц зависит от норм, принятых в коллективе, а не от его личных качеств.