Общие понятия и термины, используемые при описании бизнес-процессов
Рассмотрим сравнительно новое понятие бизнес-процесс. Устоявшегося определения этого понятия в научной и учебной литературе пока нет. Так, И.И. Мазур и В.Д. Шапиро дают несколько схожих по смыслу определений бизнес-процесса.
Бизнес-процесс -
это множество «внутренних шагов» (oneраций) предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю. Продукция здесь понимается в широком смысле: товары в материально-вещественной форме, услуги, продукция интеллектуального труда и т.п.
Бизнес-процесс -
совокупность бизнес-операций, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся выходом, т.е. созданием продукции, необходимой клиенту. В данном случае клиентом может быть не только покупатель, но и внутреннее подразделение организации.
Бизнес-процесс -
ограниченный (обособленный) комплекс деятельности организации, который характеризуется такими понятиями, как «вход», «процесс», «выход», «управление».
Впервые управление бизнес-процессами было успешно применено в производстве
в начале XX в. Так, Ф.Тейлор в результате наблюдений усовершенствовал содержание и последовательность проведения рабочими операций,
которые они выполняли, путем исключения непроизводительных операций и подбора способов их наиболее эффективного выполнения. В результате он добился повышения производительности труда в несколько раз.
Со времен Ф. Тейлора многое изменилось, и наряду с бизнес-процессами в производстве важную роль в организации стали играть и другие бизнес-процессы. Но, тем не менее, преуменьшать роль производства продукции (услуг) для любой организации не следует.
Реинжиниринг бизнес-процессов -
принципиально новый подход к их улучшению. Он предполагает кардинальное изменение существующих бизнес-процессов.
управление персонал реинжиниринг конкурент