Понятие, цель, задачи и основные функции бизнес-планирования
- разрабатывает и предопределяет действия;
- направлен на достижение желаемых результатов;
- наглядно показывает, что мы должны что-то сделать для будущего организации, так как в противном случае его просто не будет;
- определяет основные вопросы, связанные с ресурсами, вытекающие из плана.
Бизнес-план должен охватывать определенный период времени, обычно от трех до пяти лет. В некоторых случаях необходимо рассматривать более длительную перспективу. Но стоит учитывать, что чем больше период, тем менее надежными будут расчеты.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри организации.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в развившейся практике невозвращения кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.
Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
Бизнес-план также дает возможность:
определить пути и способы достижения поставленных целей;
максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
предотвратить ошибочные действия;
отслеживать новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
доказать и продемонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
смягчить влияние слабых сторон предприятия;
определить потребность в капитале и денежных средствах;
своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
полнее использовать инновации в своей деятельности;
объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.