Контроль качества продукции на стадии ее производства
В зависимости от конкретных задач, стоящих перед техническим контролем, различают следующие основные его виды: профилактический, приемочный, комплексный и специальный.
Профилактический контроль имеет целью предупреждение появления брака в процессе производства продукции.
Приемочный контроль осуществляется с целью выявления и изоляции брака.
Комплексный контроль решает обе задачи: и профилактики, и приемки. Специальный контроль решает специфические задачи, например, инспекционный контроль, контроль эксплуатации продукции и.т.п.
Методы контроля качества - это контроль наладки, летучий контроль, статистические методы контроля, выборочный или сплошной контроль, статистический анализ технологического процесса, оборудования, качества продукции.
Наряду с изложенной выше классификацией видов и методов контроля используется и классификация контрольных операции последующим признакам. В зависимости от особенностей контролируемых параметров различают:
контроль геометрических форм и размеров;
контроль внешнего вида продукции и документации;
контроль физико-механических, химических и других свойств материалов и полуфабрикатов;
контроль внутреннего брака продукции (раковины, трещины и.т.п.);
контроль технологических свойств материалов;
контрольно-сдаточные испытания;
контроль соблюдения технологической дисциплины.
В зависимости от стадии производства выделяют:
предварительный (входной) контроль;
промежуточный контроль;
окончательный контроль.
Предварительный контроль - это контроль качества сырья, материалов, комплектующих изделий и иной продукции поставщика до ее использования (изготовления) другой продукции.
В зависимости от степени охвата контролем производственных операций различают:
пооперационный контроль;
групповой контроль, выполняемый после нескольких производственных операций.
По месту выполнения контрольные операции подразделяются на:
стационарные;
скользящие контрольные операции, выполняемые непосредственно на рабочих местах.
В зависимости от объекта контроля выделяют операции по проверке;
исходных материалов;
покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;
продукции на разных стадиях производства;
средств производства;
технологических процессов;
документации, методов, систем обеспечения (управления) качества продукции.
Для проверки фактического соответствия качества поставляемой продукции используются различные организационно-технические процедуры, формы и методы, в том числе контроль, диагностирование, испытание, анализ причин брака, отказов, рекламаций и др. Все эти процедуры выполняются, как правило, изготовителем или по его заказу - сторонней организацией. Поэтому у потребителя может возникнуть сомнение в объективности представленных ему результатов. Другим видом контрольных процедур, обеспечивающих получение информации, о качестве, является государственный надзор, осуществляемый Кыргызстандартом.
Классификация видов контроля качества приведена на рис. 2.5.
Рис. 2.5 - Классификация видов контроля качества
Основные термины и определения контроля установлены ГОСТом 16.504-81. Сложность проблемы качества требует комплексного подхода к
организации службы качества предприятия, в которую целесообразно включить не только подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также стимулирование качества.
Статистические методы анализа качества широко применяется в отечественной и зарубежной системах управления качеством продукции.
Статистический анализ - это исследование условий и факторов, влияющих на качество продукции.
Источником данных при осуществлении анализ и контроля качества служат следующие мероприятия: