Методологические основы процессного управления предприятием
Традиционные причины возникновения процессного управления связаны со следующими тенденциями развития нашей цивилизации:
§ развитием технологий (особенно Информационных);
§ глобализацией рынков;
§ повышением требований клиентов к продуктам/услугам;
§ увеличением скорости изменения цивилизации;
Эти тенденции привели к частой неэффективности традиционных методов управления и поиском новых, более совершенных технологий. В результате за последнее десятилетие двадцатого века были разработаны такие фундаментальные технологии как процессное управление и Сбалансированная система показателей.
В основополагающей работе Хаммера и Чампи по реинжинирингу и процессному управлению "Реинжиниринг Корпорации" приведены следующие недостатки традиционных методов управления:
не ориентированность на конечный результат;
невозможность быстрого реагирования на динамично меняющиеся обстоятельства;
не соответствие клиентоориентированному подходу;
высокие транзакционные издержки.
Транзакционные издержки - потери, которые несет предприятие из-за неэффективных коммуникаций с внешней средой и внутри организации [74].
Традиционные системы учета и управления ориентированы на учет/управление производственными (материальными) издержками. Для того, чтобы понять суть транзакционных издержек, рассмотрим два примера. Пример 1: в компанию обратился потенциальный клиент, его не удовлетворили ответы/отношение/оперативность/профессионализм, в результате он стал клиентом конкурента и принес ему прибыль в 1 миллион долларов. Пример 2: в результате недоразумений между отделами новый гипермаркет начал свою работу на 3 месяца позже запланированного срока. В обоих примерах компания понесла потери в размере недополученной прибыли. В первом случае из-за неэффективного общения с внешним миром (внешние транзакционные издержки), во втором - из-за неэффективных коммуникаций внутри компании (внутренние транзакционные издержки). В современном бизнесе транзакционные издержки часто значительно превышают производственные, но их не учитывают и ими не управляют. Популярность таких современных технологий, как процессное управление, Сбалансированная система показателей, управление отношениями с клиентами обусловлена, в том числе тем, что эти технологии снижают транзакционные издержки предприятия [14].
В традиционной производственной культуре наиболее популярной является функциональная модель управления. Она идет еще от Адама Смита и первых мануфактур и решает задачу повышения производительности за счет разделения труда. Функциональная модель отслужила бизнесу несколько столетий и еще не исчерпала своих возможностей. Одним из очень серьезных проблем функциональной модели является задержки и потери информации в компании. Управленческие воздействия чаще всего передаются устно. Язык (в частности украинский и русский) обладает большой избыточностью, в результате чего после нескольких "передач" управляющее воздействие может быть искажено на 100%.
Научный подход к управлению (Scientific Management), разработанный Ф.В. Тейлором, является, возможно, самым лучшим выражением этих идей. Он утверждал, что работа может быть выполнена наиболее производительно, если разбить ее на простые элементы и если люди, особенно рабочие, распределяются управляющими и специализируются на конкретной простой части работы. Он также выделял важную роль управления. "Только через более полную стандартизацию методов, ускоренное внедрение лучших достижений и условий труда, а также усиление кооперации можно обеспечить более быстрое выполнение работы. Обязанность по соблюдению стандартов и увеличению кооперации лежит только на руководителях". Естественным следствием этих взглядов стало распространение функциональных организационных структур.