Методологические основы процессного управления предприятием
Функциональная специализация была также центральной темой у Макса Вебера, автора термина и теории бюрократии. Он считал, что бюрократия являлась наиболее эффективным способом управления сложными организациями и утверждал, что бюрократия превосходит любой другой способ в точности, стабильности, строгости дисциплины и надежности. Вебер считал, что существует шесть строительных блоков бюрократии, первым из которых является функциональная специализация.
Хотя идеи этих пионеров теории управления во многом опонируются сегодняшними теоретиками, они до сих пор оказывают огромное влияние на организации во всем мире. Несомненно, большинство их построено функциональным образом и базируется на специалистах, выполняющих специализированные задачи.
Все эти тенденции сегодня актуальны для украинской экономики и бизнеса. Если же перейти от масштабов мировой экономики до конкретного предприятия, то можно выделить симптомы/проблемы, указывающие на актуальность и необходимость применения процессного управления. Но сделаем это методом от обратного, опишем "идеальное" с точки зрения процессного управления предприятие:
§ предприятие работает "как часы", действия сотрудников и подразделений хорошо скоординированы;
§ не происходит потерь, задержек, искажения информации;
§ сотрудники в повседневной деятельности ориентированы на потребности клиентов и цели компании, а не на интересы свои личные и своего подразделения;
§ каждому понятно, как его работа отражается в результатах деятельности компании;
§ всегда понятно, кто отвечает за ту или иную работу или функцию;
§ известны сроки выполнения каждой операции и задачи в целом;
§ выполнение всех операций, функций, задач направлено на достижение целей компании и удовлетворение потребностей клиентов компании [41].
Если эти признаки присутствуют, то предприятие работает эффективно, изменение системы управления не актуально. Если же картина с точностью до наоборот, то процессное управление - это один из тех ресурсов, который может существенно поднять эффективность бизнеса.
Точно так же, как процесс строительства включает фазу проектирования и непосредственно строительства, так и в процессном управлении есть фазы описания/проектирования/оптимизации процессов и фаза исполнения процессов. Для описания и оптимизации используются различные методологии/стандарты и программные средства. По сути, исполнение процессов это и есть деятельность предприятия.
Потенциально существуют огромные преимущества от более глубокого понимания и большей ориентации в сторону управления бизнес-процессами. Например, в этих обстоятельствах координация работы должна стать намного более эффективной, поскольку работа перетекает из отдела в отдел с меньшим количеством ошибок и требования клиента удовлетворяются с первого раза и вовремя. Знание о покупателях улучшается, обычно очень значительно, конфликты между отделами уменьшаются, так же как и задержки между различными этапами процесса [16].
Управление процессами на практике.
Многие организационные проблемы имеют межфункциональную природу. Каким образом концепцию бизнес-процессов применить на практике, чтобы помочь менеджменту быть более эффективным и улучшить работу компании? Существуют три возможности. Это кросс-функциональное решение проблем, описание и управление процессами и внедрение процессной организационной структуры.