Описание, разработка и моделирование основных бизнес-процессов
Анализ деятельности предприятия ООО "Мир Алюминия", внешней и внутренней среды его функционирования, детальный анализ деятельности поставщиков и конкурентов позволили выделить основные тактические цели и направления и методы их достижения. В связи с этим были выделены три основных бизнес-процесса для наглядной демонстрации механизма совершенствования системы управления предприятия.
Первоочередной целью руководство компании выделяет увеличение объема выпускаемой продукции, определенного качества в заданные сроки. Срок достижения - конец текущего года. Увеличение объема выпуска продукции соотносится с наличием у предприятия технических, технологических и трудовых резервов. Анализ внешних и внутренних рынков показал существование спроса на данный вид продукции и тенденции его спроса, с учетом изменения сбытовых приоритетов. Качество продукции находить на достаточном уровне для конкурентной позиции на рынке, особенно по показателю соотношения цены-качества. На предприятии наблюдается негативная ситуация с выполнением заказов в срок. Это в первую очередь связано с территориальной разрозненностью коммерческого отдела. Также существует недельный план заказов, что негативно действует на выполнение обязательств вовремя. Мы считаем необходимо на экспериментальной основе сократить временной план вдвое. Также некоторые проблемы возникают с технологической стороны, а именно бывают случаи поломок специальных инструментов, которые заказываются со стороны (аутсорсинг), что автоматически приводит к невыполнению обязательств в срок. Таким образом, с учетом вышеизложенного нами предложено описание (Табл.3.1) и модель (рис.3.1) бизнес-процесса производства партии профилей.
Также в таблице 3.1 представлено описание бизнес-процесса "проактивная продажа", который является неотделимым составляющим комплекса увеличения эффективности и прибыльности деятельности предприятия, и бизнес-процесс "управление производством". Внедрение процессного управления требует новых подходов к системному осознанию управленческих процессов на предприятии и реорганизации зон ответственности и информационных потоков.
Таблица 3.1 - Описание Бизнес-процессов " проактивная продажа", "управление" и "Производство партии профилей"
Операция |
Структурная единица предприятия |
Исполнитель |
Вход |
Выход |
Контроль |
Производство партии профилей |
Коммерч. отдел Директор 1зам директора Нач. производства Нач участка Инструмент. участок Мастер Литейный участок Склад материалов Прессовый участок Склад НЗП Упаковочный участок Склад гот продукции |
Нач. Производства |
Заявка на партию проф. |
Документы, подтверждающие отгрузку партии |
Директор |
Проактивная продажа |
Коммерческий отдел Директор Фин директор Производство |
Ответственный менеджер |
База клиентов |
Договор о сотрудничестве |
Директор |
Управление производством |
Директор |
Учредительные документы регламентирующие систему управления |
Отчет о эффективности производства |
Собственник предприятия |
На рис.3.6 представлена модель бизнес-процесса "производства партии деталей" в технологии IDEF3. Модифицированная технология IDEF3, получившая название "плавательных дорожек" - Swim Lane, в которой бизнес-процесс изображается прямоугольниками операций, каждая из которых размещается на “плавательной дорожке" соответствующего исполнителя. Вдоль оси абсцисс слева направо размещается время, по оси ординат - участники бизнес-процесса, каждый из которых имеет свою “плавательную дорожку”. Входы-выходы операций представляют собой документы (показатели), образующие документооборот. Совокупность операций вдоль дорожки является функционалом исполнителя и основой его должностной инструкции. Совокупный функционал сотрудников отдела и стыки с другими подразделениями ложатся в основу Положения о подразделении. Сотрудники группируются в штатное расписание и организационную структуру. Взаимодействия между подразделениями закрепляются Регламентом, а документы (стрелочки) - представляют собой систему шаблонов и алгоритм их заполнения.