Совершенствование управления финансовыми рисками в ОАО "Промприбор"
В качестве бизнес-стратегии как инструмента антикризисного развития предприятия ОАО "Промприбор" было принято решение выбрать SWOT-анализ, позволяющий получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке. Именно при помощи SWOT-анализа возможно оценить не только выпускаемую продукцию (на что в основном ориентированы другие виды анализа), но и непосредственно саму компанию, ее слабые и сильные стороны по различным критериям. [16]анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны - преимущества организации;
Слабые стороны - недостатки организации;
Возможности - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализа будет необходимо:
Определить основное направление развития предприятия ОАО "Промприбор", его миссию.
Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать, применив SWOT-анализ;
Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности, т.е. определить стратегические цели.
Проведение SWOT - анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы занесем сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.[16]
Сильные стороны предприятия ОАО "Промприбор" систематизировались по следующим направлениям:
Система реализации услуг и товаров:
1) Широкий спектр оказываемых услуг (диверсификация деятельности) предприятия;
2) Специализация предприятия по многих направлениям машиностроительной индустрии, наличие соответствующих лицензий;
) Обеспечение практически полной загрузки производственных мощностей;
Система поставок на предприятии:
) Наличие большого складского хозяйства, поставка которых имеет сезонный характер;
) Наличие собственных производственных баз и цеха подготовки производства, что дает возможность изготовления и доводки необходимых изделий;
Система производства:
) Предприятия осуществляет полный цикл производства от проектирования, изготовление, обеспечения механизмами и т. д. до осуществления контроля качества продукции (услуг);
) Мобильность производства, что означает умение при необходимости мобилизовать проведение ремонтных работ при возникновении аварийных ситуаций (имеются аварийные бригады, диспетчерская служба);
) Большой опыт работы и наличие постоянного штата квалифицированных рабочих;