Основы менеджмента
В менеджменте есть более мягкое определение воздействия на подчиненных - это влияние. Влияние - такое поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.
Выделяются две большие группы управленческого влияния - эмоциональное и влияние рассудочное. В группе эмоциональных средств влияния основное место занимает "заражение" и подражание.
"Заражение" - это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматической, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения, менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.
Подражание - это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если "заражение" характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего, что есть у других.
Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто служит для них эталоном для подражания и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.
Характер руководителя, в зависимости от сочетания в нем администраторских и лидерских качеств, определяет его управленческий стиль.
Стиль руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форма практической деятельности руководителя, а также же манера поведения и способ поведения руководителя в процессе реализации управленческих решений.
Отличие стиля руководства от метода руководства в том, что стиль - это форма подачи метода с учетом индивидуальности руководителя.
Различают три стиля руководства.
. Авторитарный.
. Демократический или коллегиальный.
. Либеральный.
Критика в работе менеджера.
Критика - метод воздействия. Она часто срабатывает там, где не действует организационно - административные методы.
Существует два вопроса: как критиковать, чтобы критика оказалось действенной? И как реагировать на критику в свой адрес?
Неумелая критика приносит не пользу, а вред У критикуемого часто возникает защитная реакция на критику. Основной закон критики: критикуй не человека, а его действия и поступки.
Принципы критики:
. Не только критика, а варианты устранения недостатков.
. Объект критики факты, а не сам человек.
. Желательно опираться на мнение коллектива.
. Не критиковать работника сразу за все промахи.
. Незначительные поступки следует критиковать наедине.
Организация рабочего места менеджера.
Существует два типа офиса: закрытая и открытая планировка офисов.
. Традиционная закрытая планировка офисов.
Имеет следующие преимущества:
· Условия для конфиденциальных разговорв:
· Работа с закрытыми документами
· Придает особый статус руководителю.
Работа руководителю требует условий, отличных от условий коллективной работы. Поэтому руководители высокого ранга имеют, как правило, отдельные кабинеты.
. Открытая планировка офисов имеет следующие преимущества.
· Зрительный контакт, устное общение
· Экономное расходование площади
· Обмен информацией ведет к сокращению количества совещаний.
В течение рабочего времени менеджер занимается разной делами. Концепция комбинированного офиса - выделение сотрудникам постоянных и временных рабочих мест.
Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
Планирование означает подготовку к реализации целей и упорядочение времени.
Главное преимущество, достигаемое путём планирования работы состоит в том, что планирование времени приносит выигрыш во времени. практический опыт говорит, что время затраченное на планирование приводит к сокращению времени на использование и в конечном счёте приводит к экономии времени в целом. Но при этом нельзя считать то, что чем больше времени мы тратим на планирование, тем больше времени мы сэкономим. У времени, как у многих других процессов, когда-то наступает оптимум, после которого дальнейшее планирование не имеет смысла. Но всё же, как я полагаю, если уделять хотя бы 10 минут в день, то можно с экономить до 2-х часов.