Эволюция систем управления
Четыре рассмотренных события - зарождение теории автоматического управления, появление термина «оптимального управления», а затем и «ситуационного управления», «нейроуправления», «гибридного интеллектуального управления» охватывают почти вековой период развития теории управления. Эти события не могли возникнуть сами по себе, в не связи с развитием систем управления, которые эволюционировали от искусственно созданных человеком простых технических систем до современных больших систем.
Одной из первых работ, обратившей внимание на эволюцию структур систем управления, была работа Д.А. Поспелова «Логико-лингвистические модели в системах управления», ограничившего свой анализ такими ступеням эволюции как введение обратной связи, адаптации и системы знаний об объекте.
На рис. 1.1 показаны наиболее простые структуры систем управления. В частности на рис.1.1 а) приведена схема системы без обратной связи, которая встречается очень редко в технике и значительно чаще в организационных системах. Такой объект управления, получив задание от субъекта, ни при каких обстоятельствах не считает необходимым информировать его о результатах выполнения поручения.
На рис. 1.1 б) показана схема популярной в управлении и обработке информации системы с обратной связью, в которой субъект работает не только по заранее заложенной программе, но и наблюдает за поведением объекта управления по обратной связи. В таких системах количество возможных состояний объекта управления и внешней среды, наблюдаемых субъектом, ограничено и заранее перечислимо. В случае субъекта-устройства говорят об автоматическом управлении. Если субъект - человеко-машинная система, то речь идет об автоматизированном управлении, где принятие решения остается за управленцем.
На рис. 1.2 показана структура системы управления с адаптацией. Внутри субъекта управления выделяется два самостоятельных элемента - блок управления (управляющий автомат) и блок адаптации. Блок адаптации, получая сигналы о состоянии объекта управления, распознает события, требующие коррекции программ, исполняемых блоком управления, что позволяет добиться улучшения качества работы системы управления.
интеллектуальный управление моделирование
На рис. 1.3 изображена еще одна схема системы управления, в которой эта информация выделена в отдельный блок - модель.
Рассмотренные системы управления используются в несложных технических и социально-экономических (организационных) системах. Однако одной из характерных тенденций развития общества является появление и существование больших сложных систем. У.Р. Эшби указывает, что система является большой с точки зрения наблюдателя, возможности которого она превосходит в каком-либо аспекте, важном для достижения его цели. При этом один и тот же материальный объект в зависимости от цели наблюдателя и средств, имеющихся в его распоряжении, может приводить или не приводить к большой системе; физические размеры объекта не являются существенными.