Информационные технологии в политике современного государства
информационный государство технология коммуникативный
И практика, и научные исследования уже достаточно ясно показали, что важнейшим ресурсом современного управления государством и обществом становится информация. Однако, признание этого действительно исторического факта оставляет открытым ряд весьма и весьма существенных вопросов. В частности, как эти подвижки влияют на сущностные черты и свойства государства, его место в социуме? Меняется ли и как политический инструментарий властей при урегулировании общественных процессов?
Действительно ли государственная информационная политика превращается в ключевой способ руководства и управления социальными отношениями или же такая тенденция носит временный характер? Надо сказать, что в современной политической науке нет однозначного ответа на эти вопросы. Различные теоретические подходы по-разному трактуют данную эпохальную ситуацию для государства: они колеблются от признания качественных трансформаций природы государства как территориальной формы организации власти под воздействием информационной эпохи до весьма скептического отношения к этим процессам и утверждения незыблемости принципов государственного устройства и технологий управления общественными процессами со стороны данного института.
При этом особую сложность и противоречивость выводов демонстрирует анализ соответствующих процессов в государствах переходного типа, сочетающих в своей деятельности задачи различных исторических уровней. Понятно, что особые проблемы возникают исследованием политических практик российского государства. В целом, видимо следует признать, что время еще не до конца выявило те факторы и тенденции, которые сделали бы очевидными все векторы изменений в эволюции государства и как особого социального института, и как фактора, функционирующего в информационном пространстве. Однако, совершенно очевидно, что и с точки зрения практических в данной связи и с потребностей, и в плане теоретического интереса все явственней проступает потребность в изучении изменений, касающихся инструментальной части деятельности государства, а именно средств и методов его поведения в информационной сфере.
Ведь именно через технологии и процедуры реальной политики им решаются задачи и исторического, и эпохального характера. Говоря об этом круге задач, подчеркнем, что в условиях становления (развития) политического и информационного рынка именно разнообразные технологические приемы передачи (сбора, хранения, обработки и проч.) знаний и сообщений (а равно и способы их взаимной организации) дают государству возможность форматировать и продвигать свои политические продукты, обеспечивать им конкурентно способные свойства и преимущества, сохранять адекватные отношения с динамикой социальной среды. Причем в трансформирующихся обществах, где идет активный поиск путей и направлении развития, на первый план выходят совершенно определенные технологические приемы организации публичного дискурса, планирования и осуществления информационных обменов и акций. Другими словами, в данном историческом контексте у этих государств на первый план выходят будущего. В данном отношении наиболее важным явлением выступают информационные стратегии, как раз и являющиеся промежутком между текущей практикой государственного управления и власти и высшим уровнем политического проектирования и информационной активности государства в целом. Как показывает практический опыт современных политий, именно этот компонент выступает тем ключевым механизмом сочетания текущих и долгосрочных задач, который и обеспечивает преемственность политического курса правительств, увязывает принципы политической линии властей с решением конкретных социальных проблем и вопросов. Используя политический потенциал информационных стратегий, власти имеют возможность по-особому организовывать публичный дискурс, создавать устойчивые и одновременно гибкие коммуникации государства с гражданскими структурами, всеми его постоянными контрагентами. Так что, в зависимости от умения использовать потенциал информационных стратегий сегодня непосредственно зависит не только эффективность государственной политики, но и решение более существенных для общества вопросов социального развития. Задачи сочетания долгосрочных и краткосрочных политических целей, позволяющих соединять будущее и настоящее, реальность и перспективу развития политики Степень разработки темы. Констатируя высокую роль и значение информационных инструментов для деятельности государства, тем не менее следует констатировать пока явно недостаточный уровень их изучения.
Причем, это касается не только исследования самих информационных стратегий (их места, роли, а также ориентационных, плановых и других параметров), но и обусловливающей их содержание государственной информационной политики. Причем следует учесть и то, что анализ информационных процессов и политической коммуникации в настоящее время объединяет очень широкий спектр специалистов различных направлений политологов, социологов, журналистов, психологов, юристов, экономистов и проч.