Квалификация работников и кадровый потенциал
Наблюдение проводится ежедневно менеджерами, связанными непосредственно с производством. В течение рабочего дня они имеют возможность проследить выполнение работником своих обязанностей во всех аспектах. Такое целенаправленное наблюдение, выявление правильных или неправильных действий позволяют разработать адекватное содержание обучения для отдельных сотрудников и целых команд.
Нормативы определяют приемлемый уровень или диапазон деятельности. Они должны поддаваться измерению и иметь временные границы. В качестве нормативов могут выступать точность выполнения, объем, деньги, скорость или другие измерительные факторы.
Второй шаг при определении необходимости обучения предполагает выявление существенных на производстве проблем. Под проблемой здесь понимается разница между фактическим положением дел и планируемой ситуацией.
Третий шаг - определить, насколько процесс обучения может разрешить возникшую проблему. Во многих случаях обучение не решает проблем и не должно рассматриваться как потенциальное решение.
Важную роль играет система повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. С этой целью созданы и создаются факультеты, школы и курсы по подготовке и переподготовки менеджеров, школы бизнеса и др. Перспективной формой повышения квалификации является изучение передового опыта на отечественных и зарубежных предприятиях.
Стабильность и гибкость кадрового состава предприятия - третий аспект влияния кадрового потенциала на эффективность производства.
Под стабильностью кадрового состава предприятия понимается низкий процент текучести кадров, который достигается за счет эффективной системы стимулирования труда, удовлетворенности работников своим трудом и т.д.
Под гибкостью персонала предприятия следует понимать быструю его приспосабливаемость к изменениям внешней среды, способность своевременно реагировать на различного рода изменения и принимать адекватные решения.
Проблема образовательной подготовки и повышения уровня знаний кадров на производстве - одна из актуальных государственных задач, являющая важнейшей составной частью научно обоснованного управления современным производством. В основе правового регулирования общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров в Беларуси лежит конституционное право граждан на образование. Это право закреплено в Конституции РБ и выступает в качестве субъективного права граждан.
В условиях производственной деятельности вопросы организации подготовки и повышения квалификации кадров регулируются Трудовым кодексом РБ и локальными нормативными актами [7,с.30].