Коммуникации в управлении
Канал выводит послание на приёмник, фиксирующего получение этого послания по другую сторону канала. Если в процессе движения по каналу в послании изменяются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием принято считать не состоявшимся.
Получатель - тот, кому было адресовано послание и кого оно достигло. Эта еще одна из ключевых ролей, которая выполняется участником межличностной коммуникации - раскодирование этого послания в понятное и приемлемое для получателя значение.
Раскодирование включает восприятие (что получил) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Именно эффективная коммуникация устраняет причины для непринятия послания.
Наличие в процессе коммуникации шума является искажением в значение послания. Шум - это любое вмешательство в процесс коммуникации, на абсолютно любом его участке, искажающее смысл послания. Шум присутствует всегда, поэтому следует учитывать искажение информации при ее передаче. Примерами наличия шума могут быть: языковые ошибки, искажения в линиях связи, наличие более сильного параллельного сигнала и т.д.
Последний важный элемент коммуникационного процесса - обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, и наоборот, отправитель - получателем. Таким образом, весь цикл повторяется сначала, но в другом направлении. Обратная связь даёт возможность узнать, дошло послание до адресата, и в каком значении. При этом обратная связь не обязательно должна быть выражена в той же кодовой системе, что и послание, важно, чтобы кодовая система была известна новому получателю.
Коммуникационные сети
Соединение участвующих индивидов в коммуникационном потоке с помощью информационных потоков есть коммуникационные сети. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.
Руководитель создает сеть, состоящую из следующих видов связи: вертикальных, горизонтальных и диагональных. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации.
Есть устоявшиеся типы коммуникационных сетей, для групп с разной численностью. Рассмотрим более подробно некоторые сети в группе из пяти человек. В сети типа «кружок» члены группы взаимодействуют только с теми, кто находится рядом с ними. В сетях типа «колесо» подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Сети типа «Y» называются централизованными и могут быть эффективными, если решаются простые проблемы. Сети типа «цепочка» представляют собой тип властной иерархии. Здесь проявляются горизонтальные связи. «Всеканальные» сети представляют собой децентрализованные группы.
Знания о типах коммуникационных сетей, дает понимание отношений власти и контроля в организации.
Коммуникационные стили
Коммуникационный стиль представляет собой способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много подходов к определению этих стилей.