Коммуникации в управлении
Для измерения межличностной коммуникации берут следующие две переменные: открытость в коммуникации и адекватность обратной связи, т.е. желание получить ответ. Первое измерение - это степень открытия себя в коммуникации для других с целью получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них.
Практика эффективной коммуникации говорит, что стиль, при котором индивид реализует себя, наиболее желателен и используется в большем количестве. Владение таким стилем - настоящее преимущество. Относительно использования других стилей, необходимо понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других.
Невербальные коммуникации
Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. Эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% - тональностью голоса и 55% - выражением лица. Чаще всего это проявляется тогда, когда словесная часть послания отправителя является противоречивой. В такой ситуации получатель полагается на невербальную часть, для того чтобы понять значение послания.
Основные типы невербальной коммуникации рассмотри в таблице.
Основные типы невербальной коммуникации |
Примеры |
Движение тела |
Жесты, выражения лица, движение глаз, прикосновения, позы |
Личные физические качества |
Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура |
Речь |
Качества голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание и т.п. |
Использование среды |
Способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории и т.п. |
Физическая среда |
Дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум |
Время |
опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса |
Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Этим во многом определяется то, как слова будут интерпретироваться.