Организация труда в бригадах
Анализ показал, что на поточной линии многостаночное обслуживание может быть организовано на операциях 10,20 и 45. причем на операции 20 рабочий может обслужить 3 станка, а на остальных операциях -- два. Организация многостаночного обслуживания позволяет уменьшить количество рабочих на этих операциях и одновременно увеличить загрузку оставшихся. Так, на операции 45 при ее выполнении двумя рабочими-одностаночниками средняя загрузка каждого из них составила бы 0.9. При обслуживании 2-х станков одним рабочим-многостаночником загрузка этого рабочего достигла 0.97(смотри таблица 1). Увеличение загрузки рабочего при введении многостаночного обслуживания вызывается как несовпадением времени окончания обслуживания на одном станке и началом обслуживания на другом, так и увеличением времени на организационное и техническое обслуживание станков, входящих в многостаночный комплекс. Результаты расчета численности бригады в условиях многостаночного обслуживания приведены в таблице 1. Введение многостаночного обслуживания позволило уменьшить численность бригады с 19 до 15 человек.
Уплотнение рабочего времени рабочих бригады в первую очередь проводиться по группам профессий. Фрезерные операции 05, 25 и 35 малотрудоемкие. Выполняющие их рабочие загрузки в течение смены только на 30, 60 и 30%. Естественно, получить рабочему, выполняющему операцию 05, еще одну или две операции (25 и 35). Однако, все три операции (05, 25 и 35) один фрезеровщик выполнить не сможет, поскольку загрузка его при этом превысит имеющийся баланс времени на 20%. Поэтому на линии можно пока оставить двух фрезеровщиков, загрузив их равномерно. Одному из фрезеровщиков целесообразно поручить выполнение операций 05 и 35 (загрузка составит 60%), а второму -- операции 25 (его загрузка также составит также 60% времени смены.)
На линии три токарные операции 10, 15 и 20 обеспечивают практически полную загрузку токарей. На операции 15 одно рабочее место загружено полностью, а второе - только на 40%. Поскольку на линии рабочих мест токарей больше, то незагруженного рабочего догрузить не представляется возможным. Аналогичное положение складывается и на сверлильных операциях. На линии их 4 (30,40,45, 50). На операциях 40 и 45 загрузка рабочего полная. Поручить одному сверловщику выполнение операций 30 и 50 не представляется возможным, так как он окажется перезагруженным на 25%. Поэтому, количество токарей и сверловщиков на линии пока не меняется .
Шлифовальных операций на линии две(60 и 70). На каждой по два рабочих места, причем два из них загружены только на 40 и 65%. Целесообразно их обслуживание поручить одному шлифовальщику. При этом он будет несколько перегружен (+5%), однако, если эту работу поручить рабочему, у которого производительность труда выше среднего, то он с ней справиться.
В процессе уплотнения рабочего времени удалось объединить выполнение двух операций (фрезерных и шлифовальных) и высвободить двух рабочих в смену. Однако, как видно из второй части таблицы, недогрузка на операциях линий еще велика.
Дальнейшее уплотнение рабочего времени возможно только при совмещении профессий. На поточной линии практически каждый рабочий-станочник может освоить вторую профессию. Рассмотрим снова загрузку первого фрезеровщика. Он выполняет операцию 05 (30%) и операцию 35 (30%). В целом его загрузка 60 %, что недостаточно. Использую возможности совмещения профессий, первому фрезеровщику целесообразно наряду с фрезерной операции 05 получить выполнение сверлильной операции 30 (загрузка 70%). Таким образом он будет загружен полностью. Такая же загрузка у рабочего будет и при выполнении им операции 15и 25. несколько меньше будут заняты рабочие на выполнение операций 50, 60 и 35, 70. недогрузка по операциям 60 и 70 составит только 5%(гр.7).