Критерии конкурентоспособности организации
Данные аргументы дают основание ввести термин «совокупный конкурентный потенциал организации».
Совокупный конкурентный потенциал следует трактовать как степень мощности, уровень возможностей для обеспечения своей конкурентоспособности, обусловленные имеющимися в распоряжении организации ресурсами и способностью организации к их эффективному использованию и воспроизводству.
На наш взгляд, потенциальная конкурентоспособность определяется именно совокупным конкурентным потенциалом организации, который складывается из частных конкурентных потенциалов: кадрового, интеллектуального, организационного, информационного, производственного, технологического, финансового, инвестиционного, маркетингового, инновационного.
Совокупный конкурентный потенциал необходимо определять доступом организации к природным ресурсам, размерами производственной мощности, количеством и качеством трудовых, финансовых и других ресурсов, а также источников простого и расширенного воспроизводства, необходимых для достижения заданного уровня конкурентоспособности организации.
В структуре совокупного конкурентного потенциала организации следует выделять стратегическую группу потенциала. Стратегичность этой группы заключается в том, что именно она обеспечивает потенциальную возможность для организации завоевания и удержания конкурентного преимущества. В эту группу включается интеллектуальный, информационный, маркетинговый и инновационный потенциалы.
Интеллектуальный потенциал в свою очередь состоит из следующих составляющих:
· кадровая, или человеческая, составляющая;
· образовательная составляющая. Когда речь идет о кадровой, или человеческой, составляющей,
имеется в виду способность создавать, эффективно использовать, хранить и передавать коллективные знания сотрудников организации, максимально задействовать их творческие способности, умение решать проблемы. Образовательная составляющая - это потенциальная способность организации к совершенствованию своей деятельности путем освоения ее сотрудниками новых технологий и методов ведения бизнеса.
Интересен взгляд В.Г. Зинова на соотношение интеллектуального потенциала и знания применительно к бизнесу. Согласно технологии ведения бизнеса знания делятся на две части: знания, которые можно выделить, систематизировать, кодифицировать, и знания, которые нельзя в полной мере зафиксировать.
Первая часть знаний может быть записана, передана и разделена, ее правовую охрану можно обеспечить с помощью авторского права, патентов, «ноу-хау». Без правовой охраны эти знания легко копируются.
Вторая часть знаний может быть продемонстрирована, но ее трудно выделить. Передача таких знаний может осуществляться путем демонстрации или обучения на рабочем месте. Знания о том, как делается бизнес, чаще всего именно такого типа. Их трудно не только передать, но и защитить. Однажды передав их, собственник может найти немного способов контролировать использование этих знаний.
Знания (технологию) оценивают по трем основным пунктам: во-первых, можно ли наблюдать их использование или нет (многие технологии могут быть использованы без демонстрации, в чем они заключаются, поэтому, только продав продукт технологии, можно показать ее существо); во-вторых, насколько технология комплексна и проста; в-третьих, может ли технология работать самостоятельно или она имеет значение, только когда встроена в некоторой форме в другую интегральную систему (если технология действует автономно, то управлять ее коммерциализацией проще).
Речь идет о прикладном знании, которое только и может быть капитализировано. Идея, однажды записанная на материальном носителе, становится используемой. Ее потенциальная стоимость растет, потому что осуществление и использование этой идеи становится возможным для других.
В такой ситуации важным для организации становится создание и поддержание на высоком уровне эффективных механизмов принятия, обработки и интерпретации, а затем дальнейшего распространения информационных потоков. Потенциальная способность организации качественно и своевременно вырабатывать и использовать такие механизмы и заключает в себе суть информационного потенциала организации.
Маркетинговый потенциал организации включает в себя ее способности к адекватному анализу и оценке внешней и внутренней среды, возможности организации отзываться на требования рынка и формировать их.
Очень важной является потребительская составляющая маркетингового потенциала, которая складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями (связи с клиентами, информация о клиентах, история взаимоотношений с клиентами). Одной из главных целей формирования этой составляющей является создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.