Основные подходы и направления в изучении конфликтов
Отсюда - важнейшие методологические положения, которые, по-видимому, незаметно перекочевали и в метапсихологию психоанализа.
Конфликт есть столкновение двух антагонистических сил, которые не могут не столкнуться.
Эти силы обозначены совершенно определенно: «Оно» и «Сверх-я».
«Я» выступает как разрешающая этот конфликт инстанция, вытесняя идущую от «Оно» тенденцию, а затем переживая непонятные для себя (т.е. для «Я») последствия неадекватного разрешения.
Исход конфликта однозначен и индивидуально вреден, так как связан с потерей «Я-контроля» за собственным поведением.
Психологическое воздействие также однозначно, так как всегда имеет дело уже с разрешившимся реально в пользу бессознательного конфликтом и должно оказать помощь переживающему поражение «Я», то есть устранить негативные последствия конфликта.[28, с. 33-34]
Если в работах З. Фрейда и ряда его последователей (К. Хорни, А. Адлер) конфликт в большей степени представлен как негативное явление, то в трудах Э. Эриксона, которые принято рассматривать в рамках психодинамического направления, конфликт приобретает позитивные окраски.
Пессимистически окрашенному психоаналитическому представлению о человеке, раздираемом противоречиями и конфликтами, Эриксон противопоставляет идею, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляется со значимыми жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к пониманию его жизни».
Эриксон выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Каждая из этих стадий развития сопровождается кризисом, который Эриксон рассматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий (Таблица 1.).
Кризис у Эриксона содержит и позитивный и негативный компонент, и вопрос заключается не в избегании конфликтов, а в адекватном, конструктивном разрешении кризисов. В работах Эриксона тема конфликта приобретает иное звучание, конфликты начинают нести позитивный заряд и становятся важнейшим моментом развития.[6, с. 49-50]
Таблица 1.1. Восемь стадий психосоциального развития
Стадия |
Возраст |
Психосоциальный кризис |
Сильная сторона |
1. Орально-сенсорная |
Рождение - 1 год |
Базальное доверие - базальное недоверие |
Надежда |
2. Мышечно-анальная |
1-3 года |
Автономия - стыд и сомнение |
Сила воли |
3. Локомоторно-генитальная |
3-6 лет |
Инициативность - вина |
Цель |
4. Латентная |
6-12 лет |
Трудолюбие - неполноценность |
Компетентность |
5. Подростковая |
12-19 лет |
Эго-идентичность - ролевое смешение |
Верность |
6. Ранняя зрелость |
20-25 лет |
Интимность - изоляция |
Любовь |
7. Средняя зрелость |
26-64 года |
Продуктивность - застой |
Забота |
8. Поздняя зрелость |
65 лет - смерть |
Эго-интеграция - отчаяние |
Мудрость |