Основные подходы и направления в изучении конфликтов
Д.Б. Эльконин в такой конфликтности видит результат детского противопоставления взрослым, что является достаточно важным фактором в развитии личности, поскольку тенденция к самостоятельности, к эмансипации от взрослого является необходимой предпосылкой и обратной стороной построения новой системы отношений между ребенком и взрослым».[26, с. 54-59] Через противопоставление происходит опробование новых возможностей, субъективация новообразований предшествующего возрастного периода. Столкновение желаемого и действительного обусловливает возникновение рефлексивного отношения к себе и своим возможностям, что в свою очередь становится основой перехода к новым формам освоения культуры - к новым деятельностям.[27, с. 6-20]
Заслуга как Л.С. Выготского, так и Д.Б. Эльконина состоит в том, что они обозначили генезис конфликта. По их мнению, генезис конфликта на начальных стадиях онтогенеза идет от конфликта межличностного к внутриличностному, то есть происходит его соответствующая интериоризация из внешнего плана во внутренний, и только с развитием личности ребенка, усложнением ее внутреннего содержания могут возникать и конфликты внутри самой личности, например между различными мотивами поведения.
В современной отечественной психологии на основе общей теории конфликта (Б.И. Хасан, В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов, В.А. Лефевр) была разработана и построена целостная, полная структура конфликта, включающая три уровня:
- основания столкновения, то есть то противоречие, актуализация которого являет нам конфликт как феномен;
- действительность столкновения, которая представляет собой взаимодетерминированные действия, стремящиеся к автономии путем доминирования, приспособления, элиминации и др.;
- метаконфликтные феномены: переживание отношений к предмету противоречия и (или) конфликтного действия, межличностных отношений участников, аутоотношения субъекта конфликтного действия, ожиданий и т.д.
Только реконструкции на всех трех уровнях описания, по мнению авторов, могут представить полную структуру динамику конфликта.
Опираясь на работы по объяснению функционального устройства конфликта можно выделить три стороны функционального описания конфликта (Б.И Хасан, П.А. Сергоманов). Во-первых, это функционирование как целостное явление в определенном контексте. В этом описании конфликт можно рассматривать как конструктивный, выполняющий полезную функцию для личности, коллектива, сообщества и т.д. или деструктивный, имеющий функцию разрушительную, вредную, приводящую к появлению невротической симптоматики, к ухудшению межличностных отношений, дестабилизации общественных отношений и др. Во-вторых, - это внутренне функциональное описание, выяснение того, какие функции имманентны самому конфликту. Авторы имеют в виду переорганизацию деятельности для отыскания имеющегося или создания нового ресурса для преодоления обнаруженных затруднений. В-третьих, это функция преобразования - оформления ситуации трудности в задачу.
Таким образом, в современной психологии конфликт все больше расценивается не как негативное явление, но как средство развития. В связи с этим, современные тенденции в подходе к конфликтам проявляются в преимущественной ориентации на практическую работу и увеличении количества практических разработок и соответствующем снижении числа теоретических исследований.