Взаимосвязь между стадиями развития страховой компании и изменениями функции экономики персоналом
Если сделать попытку наиболее общего сравнения уровня развития страховых компаний западных и российских, грань можно провести где-то между II и III стадией. Большая часть зффективных западных страховых компаний находится сейчас между III и V стадией; российские страховые компании - в основном между стадиями I и III. Таблица №2
Таблица 2 - „Взаимосвязь между стадиями развития страховой компании и изменениями функции экономики персоналом”
Стадия развития компании |
Основные характеристики компании |
Основные характеристики экономики персонала |
Стадия I: Зарождение компании |
Компания только создана, отличается предпринимательством, управляется собственником |
Ведение личнмх дел, оплата труда, наем и увольнения; работа с кадрами часто неформальная; все кадровне дела ведутся вручную |
Стадия II: Функдиональный рост |
Страховая специализация; растут подразделения и рынок; оргструкгура формализована |
Поиск нужных работников для поддержки роста; тренинг для специфической должности; появляется начальник отдела кадров; обработка данннх по зарплате и некоторых других автоматизируется. Корпоративная культура еще не формируется |
Стадия Ш: Контролнруемый рост |
Рациональная администрация; диверсифицируется страховой портфель; усиливаются конкурентые позиции на страховом рынке |
Управляющий зкономикой персонала с более высоким статусом; больше кадровой информации, включая квалификационные профили, автоматизировано; рост профессионализма; кадровая функция постепенно интегрируется в окружающую деловую среду, лучше осведомлена о ней; зкономика персонала становится более ориентированной на планируемне результаты деятельности страховой компании |
Стадия IV: Функциональная интеграция |
Диверсификация, децентрализация, структура страховой компании - вокруг страхових продуктов, матричное управление; широкое внедрение новых информационных технологий |
Экономика персонала ориентирована на интеграцию различных функций (тренинг, вознаграждение, наем и увольнение, коммуникация и т.д.); долгосрочное планирование развития персонала страховой компании; внешние колебания среды известны и интегрированы в управление изменениями. Практика работы с персоналом отработана |
Стадия V Стратегическая интеграция |
Сотрудничество, корпоративная культура; межфункциональная горизонтальная интеграция; большая адаптируемость к частым изменениям; стратегическое планирование; структура - вокруг центров прибыли, обслуживаемых местными и функциональннми менеджерами и их командами |
Экономика персонала построена вокруг стратегии компании и является ее составной частью; систематический анализ внешней среди и оценка ее возможного возцействия; активная роль в принятии управленческих решений; долгосрочное планирование развития человеческих ресурсов; акцент на зффективность; управление зкономикой персонала входит в компетенцию президента компании или его первого заместителя |
Практика экономически эффективных компаний позволила предложить ряд важных принципов, которые легли в основу экономики человеческих ресурсов:
эффективная система подбора, найма и расстановки сотрудников;
система мотивации и оплаты труда справедлива по отношению к сотрудникам, конкурентоспособна по отношению к другим фирмам и является хорошо управляемой;
вознаграждение базируется на результатах индивидуального труда и эффективности подразделения/группы;
развитие, обучение, перемещение и повышение работников осуществляются в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями, интересами и потребностями фирмы;