Менеджмент качества.
Для анализа рынка алюминиевого профиля используем многомерный метод кластерного анализа, который позволяет классифицировать участников рынка, наглядно увидеть процесс формирования стоимости продукции участниками рынка Кластерный анализ рынка экструзионного алюминия представлен на рис 2.1 Кластер - концентрация взаимосвязанных компаний и институций в конкретной отрасли ведения бизнеса. Кластерный анализ позволяет сделать выводы о удачном выборе предприятием ниши на рынке, которая является промежуточным звеном в общей системе рынка алюминия. Количество участников на данной нише свидетельствует о возможности существования конкуренции, которая позволяет вести борьбу за рынок и стимулирует к развитию предприятия, при этом существуют довольно высокие барьеры для вхождения в эту нишу. Анализ формирования добавленной стоимости в кластере позволяет сделать выводы о возможности существенного влияния предприятия на рыночные цены не только своей продукции, но и производной от нее. Все выше изложенное свидетельствует о уверенном рыночном положении предприятия и существовании всех предпосылок к эффективному развитию.
На рис.2.2 укрупнено представлена система потребителей продукции алюминиевого профиля. Данный анализ с учетом производственной мощности предприятия и декларируемых стратегических планов развития свидетельствует о необходимости разработки новых подходов и методов реализации продукции, ориентированных на участников сегментов: "производители промышленной продукции с применением профиля" и "производители конструкций с применением своих систем", так как это наиболее ёмкие сегменты рынка алюминиевого профиля. Это возможно повлечет за собой создание специализированного структурного подразделения или увеличения штата коммерческого отдела и соответственно увеличение стоимости продукции. Для более обоснованных выводов необходимо рассмотреть и проанализировать протекание основных бизнес процессов предприятия и его организационно-управленческую структуру.
Рис.2.1 - Кластерный анализ рынка экструзионного алюминия
Рис 2.2 - Система потребителей продукции ООО "Мир Алюминия"
Для определения возможности наращивания объёмов производства и оценки производственной составляющей на предприятии ООО "Мир Алюминия" проведем оценку производственного потенциала данного предприятия (ППП). Исследования будем проводить по следующему алгоритму:
. Определение уровней ППП и их характеристика в таблицах 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1 - Система оценочных показателей при определении уровня ППП
Направление исследования |
Показатели оценки производственной составляющей |
Показатели оценки материальной составляющей |
Показатели оценки кадровой составляющей |
Анализ движения составляющих ППП |
Коэффициент обновления ОФ; Коэффициент выбытия ОФ; Коэффициент прироста ОФ. |
Коэффициент неравномерности поставок материалов; Коэффициент вариации. |
Коэффициент оборота по приёму; Коэффициент оборота по выбытию; Коэффициент текучести кадров; Коэффициент постоянства кадров. |
Текущее состояние составляющих ППП |
Коэффициент износа ОФ; Коэффициент годности ОФ; Коэффициенты использования парка наличного, установленного, сданного в эксплуатацию оборудования; Показатели, характеризующие фонд времени использования оборудования; Коэффициенты использования производственных мощностей. |
Коэффициент обеспеченности материальными ресурсами фактический; Коэффициент обеспеченности материальными ресурсами плановый. |
Среднегодовая выработка продукции одним работающим; Показатели баланса рабочего времени. |
Эффективность использования составляющих ППП |
Фондоотдача; Фондоемкость; Рентабельность по ОФ; Коэффициент загрузки оборудования; Коэффициент сменности; Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования; Показатель интегральной нагрузки. |
Материалоотдача продукции; Материалоемкость продукции; Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции; Коэффициент использования материалов. |
Изменение среднего заработка работающих за период; Изменение среднегодовой выработки; Непроизводительные затраты рабочего времени; Сравнение средних тарифных разрядов работ и рабочих; Экономия (перерасход) фонда заработной платы. |