Традиционные концепции лидерства
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определенное количество черт личности, их было слишком много или же их определенное количество не подтверждалось дальнейшей практикой.
Теория лидерских качеств
Теория лидерских качеств наиболее ранний подход в изучении и объяснении лидерства. Было убеждение, что лидеры имели какой-то уникальный набор устойчивых качеств. Этот подход основывался на том, что лидерами рождаются, а не становятся.
Р. Стогдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году пытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества В итоге, Стогдилл выделил 5 черт характеризующих лидера: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.
Оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. Но и эти качества не явились гарантом лидерства.
Интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре лидерских качеств:
· управление вниманием, т.е. способность представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтоб это было привлекательным для последователей;
· управление значением, а именно способность передавать значение созданного образа, идеи или видения так, чтоб они были поняты, приняты последователями;
· управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
· управление собой, либо способность хорошо знать и во время признавать свои сильные и слабые стороны, для того, чтобы при усилении своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные и личностные деловые. Представим эти группы в виде таблицы.
Интеллектуальные способности |
Черты характера личности |
Приобретенные умения |
· ум и логика · Рассудительность · Проницательность · Оригинальность · Концептуальность · Образованность · Знание дела · Речевая развитость · Любопытство и познавательность · Интуитивность |
· Инициативность · Гибкость · Бдительность · Созидательность и творчество · Честность · Личная целостность · Смелость · Самоуверенность · Уравновешенность · Независимость · Самостоятельность · Амбициозность · Потребность в достижениях · Настойчивость и упорство · Энергичность · Властность · Работоспособность · Агрессивность · Стремление к превосходству · Обязательность · Участливость |
· Умение заручаться поддержкой · Умение кооперирования · Умение завоевывать популярность и престиж · Такт и дипломатичность · Умение брать на себя риск и ответственность · Умение организовывать · Умение убеждать · Умение быть надежным · Умение шутить и понимать юмор · Умение разбираться в людях |
Рассмотрим каждую группу более подробно. К физиологическим качествам относят: рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Естественно, что какая взаимосвязь между этими качествами и лидерством может существовать, однако это ошибочное мнение.
Психологические (эмоциональные) качества, главным образом проявляются на практике через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение о взаимосвязи этих качеств с лидерством привело к большому списку этих качеств, однако на практике большинство из них так и не получило подтверждения. Следовательно, нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные выше в таблице черты характера личности при выявлении лидера в организации.
Изучение умственных (интеллектуальных) качеств и их взаимосвязь с лидерством проводились многими учеными, и в целом их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К такому выводу, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала.
Личностные деловые качества носят характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Точное их измерение все же затруднено.