Традиционные концепции лидерства
Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Во-первых, список потенциально важных лидерских качеств - бесконечен, отсюда возникает трудность создать «единственно верный» образ лидера, и как следствие заложить какие-то основы теории. Во-вторых, не удалось установить тесную взаимосвязь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.
Подводя итоги, скажем, что подход, изучающий лидерские качества - интересен, но, на сегодняшний день не принес пользы практике. Однако именно он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства.
Концепции лидерского поведения
Данная концепция предполагает возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. В исследованиях ищут уже ответ на вопрос что и как делают лидеры, а не кто является лидером.
Перед Второй мировой войной известными американскими ученым-бихевиористом К. Левиным было проведено исследование лидерства. Изучение заключалось в сравнении эффекта от использования трех лидерских стилей: авторитарного, демократического и пассивного. Подробно черты каждого стиля приведены в таблице.
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Пассивный стиль | |
Природа стиля Сильные стороны Слабые стороны |
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Прерогатива в установлении целее и выборе средств Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху Внимание срочности порядку, возможность предсказания результата Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы |
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Демократический стиль требует много времени |
Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/организации Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникация в основном строиться на горизонтальной основе Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства |
Поздние исследования, подтвердили тот факт, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным.
В конечном итоге, так и не было найдено прямой связи какого-либо стиля с эффективным лидерством.
Цель исследований Университета штата - это разработка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений и отношения в рамках этой структуры. К первой переменной относят: образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе (определение ролей, установление коммутационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов). Вторая переменная включает образцы поведения, отражающие уровень и качество отношений между лидером и последователями (дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, чувствительность друг к другу, желание сделать друг другу доброе).
В ходе исследования была установлена связь между указанными двумя переменными и различными критериями эффективности.
Во время проведенных исследований, были сделаны два важных вывода. Первый заключается в следующем: чем большее внимание уделяется структуре отношений и всему тому, что связанно с работой, тем больший эффект достигается при следующих условиях: сильное давление, оказываемое кем-то с целью получения соответствующих результатов; задание удовлетворяет работников; работники зависят от лидера в получении информации и указаний о том, как делать работу; работники психологически подавлены быть полностью инструктированными лидером; соблюдается эффективный масштаб управляемости.
Большое внимание отношениям в структуре и всему тому, что соответствует нуждам и желаниям работников, дает эффект тогда, когда:
· задания являются рутинными и непривлекательными для работников;
· работники предрасположены и готовы к участию в управлении;
· работники должны сами научиться чему-то;
· работники чувствуют, что их участие в принятии решении влияет на уровень выполнения работы;
· не существует значительных различий в статусе между лидером и работниками.
Во втором выводе, было отмечено, что эффективности лидерства зависит, в том числе, от ряда других факторов: организационная культура; используемая технология; ожидания от использования определенного стиля руководства; моральная удовлетворенность от работы с руководителем определенного стиля.
Исследования Мичиганского университета ставило перед собою целью определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. Были взяты следующие переменные: концентрация внимания лидера на работе и на работниках.