Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе
Неудачи в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали искать в рамках ситуационных теорий. Ее главная идея - лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.
Ниже будут рассмотрены следующие концепции ситуационного лидерства: континуум лидерского поведения Танненбаума - Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда; модель «путь - цель» Хауза - Митчелла; модель Стинсона - Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума - Йеттона - Яго.
.4.1 Континуум лидерского поведения Танненбаума - Шмидта
В соответствии с данной моделью лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации. Рассматривается весь спектр выборов между демократической и авторитарной альтернативами.
Демократу власть дается последователями, которых он ведет, и что люди в своей основе обладают способностью к самоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования.
Автократу власть дается его позицией в группе/организации и что люди внутренне ленивы, и на них трудно полагаться. В первом случае имеется возможность участия в управлении, во втором - цели, средства и политику определяет сам лидер.
Последующее развитие данной модели столкнулось с трудностями учета всех возможных взаимодействий между лидером, последователями и ситуацией при установлении причинно-следственных связей в отношениях лидерства.
Модель ситуационного лидерства Фидлера
Фреда Фидлера считают основателем теории ситуационного лидерства. Его модель, работу над которой он начал в середине 60-х гг., позволяет предсказать эффективность рабочей группы, ведомой лидером. В модели используются три ситуационные переменные.
Для измерения и определения лидерского стиля Фидлер предложил использовать разработанную им шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР).
В соответствии с этой шкалой, респонденты, отмечая баллы по каждой из позиций шкалы, должны описать личность, с которой они могли бы работать наименее успешно. После того как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера.
Лидеры-респонденты, набравшие высокие баллы (описавшие своего НПР очень позитивно), ориентированны на отношения. Респонденты, набравшие более низкие баллы - имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два типа лидеров получили название лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР.
Степень контроля ситуации определяется в модели следующими тремя переменными. Отношения «лидер последователи» - отражают уровень лояльности, доверительности, поддержки и уважения, испытываемых и проявляемых последователем по отношению к лидеру. Речь идет о признании лидера последователями, что является наиболее важным условием обретения контроля над ситуацией. Приняв лидера, последователи будут делать все возможное для достижения поставленных им целей. Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ею заданий и измеряется посредством следующих составляющих: