Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе
Рэф = Ркач + Робяз - Рврем
Полная критериальная основа «общей эффективности решения» (Оэфф) предполагает учет в ней факторов «стоимости» и «развития»:
О эфф = Рэфф - Стоимость + Развитие
В приведенной формуле показатель «стоимость» означает потерянное из-за решения время, которое в другом случае могло принести больше пользы. Показатель «развитие» отражает тот выигрыш, который получен за пределами единолично принятого решения.
Последний разработанный вариант модели предлагает использование дерева решений для определения лидерского стиля, наиболее соответствующего сложившейся ситуации. При использовании модели менеджер как бы следует по ветвям этого дерева слева направо. Оценка ситуаций делается им по восьми аспектам проблемы с выбором по каждому из них ответа: высокий/высокая или низкий/низкая.
Для принятия решений в модели в зависимости от ситуации и степени привлечения подчиненных предлагается использовать пять стилей: автократический I (АI)автократический II (А II)консультативный I (КI), консультативный II групповой, совместный II (ГН). Каждый из указанных стилей применительно к руководству группой означает следующее:. Руководитель принимает решение сам, используя имеющуюся у него на данное время информацию.
АИ. Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам принимает решение. Работники привлекаются только на этапе сбора информации. Выработку решения и его принятие осуществляет руководитель.
KI. Руководитель на индивидуальной основе делится соображениями по проблеме с имеющими к ней отношение подчиненными с целью получения от них идей и предложений, не собирая при этом их в группу. Затем он сам принимает решение, которое может основываться на вкладе подчиненных, а может и нет.
K II. Руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их вместе. В ходе совещания он собирает их идеи и предложения. Затем он принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать их вклад.
ГII. Руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Они вместе с ним вырабатывают и оценивают альтернативы и пытаются достичь консенсуса относительно решения. Роль, выполняемая при этом руководителем, больше похожа на роль председателя собрания, координирующего дискуссию, концентрирующего внимание на проблеме и делающего все для того, чтобы рассматривались наиболее важные аспекты проблемы. Руководитель не пытается влиять на группу с тем, чтобы она приняла его решение, и проявляет готовность принять и выполнить любое решение, получившее поддержку всей группы. В раннем варианте модели существовал стиль ГI. Однако позже он был исключен, так как мало отличался от стиля Г П.
Одной из отличительных особенностей модели является то, что в целом она делает больший упор на изучение ситуации, чем на изучение личности лидера.
Действительно, может быть, имеет больше смысла говорить об автократической ситуации и ситуации участия, чем об автократическом лидере или участвующем лидере.
Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства
Все вышеописанные модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними. По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера - это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда - к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По мнению специалистов, модель Врума - Яго в большей степени пригодна для выбора на практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера, Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы.
Переменные |
Модели ситуационного лидерства | |||
Фидлер |
Херсей и Бланшард |
Хауз и Митчелл |
Врум-Йеттон-Яго | |
Ситуационные факторы |
· Отношения «лидер-последователь» · Структурированность работы · Властная позиция лидера в организации |
степень зрелости последователей: · зрелость в работе · психологическая зрелость |
· Характеристики последователей · Организационные факторы |
· Качество решения · Обязательства последователей по решению · Время · Стоимость · Развитие |
Что лидер думает о последователях |
Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от структурированности работы в каких отношениях с ними находиться лидер и его властной позиции в организации |
Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует изменению им своего стиля |
У последователей имеются различные потребности, которые должны быть удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля |
В определенных ситуациях последователи желают участвовать в принятии решений |
Лидерские стили |
Лидер с высоким НПР ориентирован на отношения, с низким - на работу |
Указывающий стиль, убеждающий стиль, участвующий стиль, делегирующий стиль |
Директивный стиль, поддерживающий стиль, стиль, ориентированный на достижения, участвующий стиль |
Автократический I, автократический II, консультационный I, консультационный II и групповой II |
Что делает эффективный лидер |
Стремится подстроить работу или отношения или и то и другое под свой индивидуальный стиль. Эффективность означает успех в этом направлении |
По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля к другому. Эффективность отражает совпадение ситуации и стиля |
Используя соответствующие стиль и технику мотивирования, лидер «расчищает» путь последователям к наивысшей эффективности |
Определяет критические ситуационные факторы и адаптирует к ним стиль руководства. Стиль должен наилучшем образом подходить как для ситуации, так и для последователей |