Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе
• ясность цели - степень, с которой проблема или задание четко сформулированы или поставлены и знакомы исполнителям;
• множественность средств по достижению цели - степень возможности использования различных способов и путей достижения цели;
• обоснованность решения - степень «правильности» решения, подтверждаемая уровнем его принятия, его логикой или результатами.
• специфичность решения - степень возможности принятия альтернативных решений.
Переменная «должностная власть» отражает уровень формальной власти лидера, получаемой им на основе занимаемой в организации позиции, в частности, достаточность формальной власти для того, чтобы адекватно вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.
Модель эффективного лидерства строится на том, что лидерство ситуационно. Благоприятность ситуации по отношению к конкретному используемому стилю определяется через три переменные: уровень отношений, структурированность работы и лидерская власть. Это означает, что эффективность лидерства зависит от того, насколько ситуация дает лидеру возможность влиять на других людей.
В модели Фидлера имеется ряд неясных моментов. Первый относится к уровню точности и полноты измерения лидерского стиля с помощью показателя НПР, предполагающего делать это в одномерном пространстве. Вызывает сомнение утверждение Фидлера об относительном постоянстве величины НПР во времени, о его слабой подверженности изменениям. Модель также не предлагает вести поиск эффективности для лидера сразу по двум направлениям: отношения и работа. Однако, несмотря на эти замечания, модель широко используется в решении проблем лидерства в организациях.
Использование рассматриваемой модели ведется по следующим основным направлениям. Модель позволяет подбирать руководителя в соответствии со сложившейся в организации или группе ситуацией. Модель также подсказывает путь изменения ситуации, если нельзя по каким-то причинам сменить руководителя. В конце концов, руководитель сам может сделать что-нибудь для изменения ситуации в свою пользу. Подобные меры рассмотрены ниже:
Изменение уровня отношений с подчиненными
. Больше (или меньше) тратить свое неформальное время на общение с подчиненными (обед, спорт и т.д.)
. Подобрать нужных себе людей
. Выявить наставников к тем, в ком не уверены
.Поднять мораль у подчиненных, добившись осязаемых результатов
Изменение уровня структурированности работы
В случае желания иметь менее структурированную работу:
. Напроситься на трудное и необычное задание
. Передать часть решений по работе подчиненным
В случае желания иметь более структурированную работу:
. Заручиться инструкциями свыше
. Разделить работу на более мелкие и структурированные части или этапы
Изменение уровня позиционной власти в организации
В сторону повышения:
. Используя всю имеющуюся власть, показать подчиненным, кто есть кто
. Обеспечить получение информации последователями только через вас
В сторону понижения:
. Призвать подчиненных к участию в управлении
. Делегировать часть власти заместителям и помощникам
По мнению Фидлера, через обучение и опыт все-таки можно улучшить способности лидера использовать власть и влияние в условиях наилучшего благоприятствования. Это означает, что программа обучения может быть полезной лидеру, ориентированному на отношения.