Анализ кадрового потенциала ЗАО "Альянс"
Рис. 7. Хорошие отношения между руководителями и подчиненными в целом помогают успеху организации, мешают или никак не сказываются?
На второй вопрос - "Скажите, отношения между руководителями и подчиненными в целом хорошие и плохие":
Рис. 8. Отношения между руководителями и подчиненными в целом хорошие или плохие?
На третий вопрос - "А у вас лично хорошие или плохие отношения с вашим непосредственным начальником?":
Рис. 9. А у вас лично хорошие или плохие отношения с вашим непосредственным начальником?
На четвертый вопрос - "Отношения между работниками в целом хорошие или плохие?":
Рис. 10. Отношения между работниками в целом хорошие или плохие
На пятый вопрос - "За последние два-три года у вас на работе были коллективные конфликты между работниками и администрацией организации или таких конфликтов не было?":
Рис. 11. За последние два-три года у вас на работе были коллективные конфликты между работниками и администрацией организации или таких конфликтов не было?
Среди ответов, подтверждающих коллективные конфликты, наиболее частыми были:
1) в пользу администрации - 25 %;
2) пользу работников - 18 %;
) был найден компромисс - 25 %;
) конфликт еще не решен - 10 %;
) затрудняюсь ответить - 22 %.
На вопрос - "Учитывают ли руководители мнение коллектива при решении социальных и производственных вопросов?", респонденты ответили следующим образом:
Рис. 12. Учитывают ли руководители мнение коллектива при решении социальных и производственных вопросов?
Анализ полученных ответов руководителей в психологическом обследовании показал, что основные конфликты относятся к сфере производственных отношений между руководителями и подчиненными (80%). Следующими по значимости идут конфликты, затрагивающие межличностные отношения в основном между работниками (20%).
Показательно, что, по мнению руководителей, в конфликтах виноваты обе стороны, т.е. и руководители, и работники. Причем конфликты затрагивают как сферу производства, так и межличностные взаимодействия. В возникших конфликтах руководители в 50% случаев активно участвуют в них, а в 50% - наблюдают за их развитием, являясь пассивными участниками конфликтов.
По мнению самих руководителей ЗАО "Альянс", до 30% конфликтных ситуаций не находят своего разрешения, переходя в межличностные конфликты. В этой связи следует иметь в виду, что не все претензии подчиненных к руководителям могут быть удовлетворены, поскольку часто руководители не могут изменить коренным образом условия труда или повысить заработную плату. Поэтому недовольство со стороны рабочих по таким вопросам не должно расцениваться как повод для конфликтов, поскольку устранение их причин не входит в компетенцию практически всех руководителей ЗАО "Альянс". Однако вину за возникновение конфликтов такого рода руководители принимают на себя.