Идентификация ключевых компетенций для успеха в полиграфической отрасли
Проанализируем сегментацию рынка полиграфических услуг.
По данным Министерства печати и массовых коммуникаций на начало 2008 года, в России потребляется различной печатной продукции на сумму более $4,7 млрд. Объем только российского печатного книжного рынка на начало 2008 года эксперты оценивают в $2 млрд.
Общий тираж российских газет в 2007 году, предположительно, составит менее 7,8 млрд. экземпляров против 8,05 млрд. в 2005 году.
Сегмент упаковки характеризуется стабильным ростом. В последнее время объемы производства упаковочных материалов, изделий и оборудования в России растут ежегодно на 10-12%; в 2006 году оборот этого рынка превысил $7,8 млрд. В сфере производства упаковки заняты 2 тыс. малых и около 1,5 тыс. крупных и средних предприятий.
По данным Минпечати, полиграфией в России занимаются от 4,7 до 5,9 тыс. предприятий. В том числе более 1,2 тыс. государственных учреждений, из них 64 - федерального значения, 500 - 600 ведомственных типографий и 3,2 - 4,2 тыс. частных компаний. Число последних ежегодно увеличивается на 100 - 300 единиц - и это не предел, рынок реагирует на повышающийся спрос
Полиграфия в России - один из наиболее привлекательных секторов для потенциальных инвесторов как отечественных, так и западных. Традиционная приверженность российских заказчиков офсету меняется в сторону флексографии. Хотя оба рынка продолжают развиваться параллельно.
Отдельный и наиболее динамично развивающийся сектор полиграфического рынка - печать рекламной продукции (различных буклетов, этикеток, плакатов, афиш). Оценить его обороты сегодня можно лишь приблизительно, потому что значительная часть этого рынка относится к теневому бизнесу.
Основными влияющими рынками для сектора полиграфических услуг являются рынки расходных материалов:
1. рынок бумажных полиграфических материалов;
2. рынок полиграфических красок;
. рынок полиграфического оборудования.
Нынешнее состояние отечественных рынков бумаги в значительной степени тормозит развитие спектра предложений полиграфических услуг в России. Согласно данным Александры Ермаковой, руководителя отдела маркетинга и рекламы ГК «Дубль», в себестоимости тиража бумага составляет 65-70%. При этом наблюдается ежегодное повышение на 5%. И это с учетом того, что в России не производятся мелованные бумаги, которые наиболее востребованы в рекламной полиграфии.
Также процесс развития тормозит общая политика государства по таможенным сборам: высокие пошлины (15%) установлены на оборудование и бумагу. Это отражается на себестоимости тиража, и отечественные производители бумаги не могут предоставлять конкурентную цену финским, турецким и украинским производителям.
Емкость сегмента упаковки и этикетки на рынке полиграфических услуг в последние годы демонстрирует активный рост. Во многом это объясняется возросшим интересом к картонной упаковке. Потребителями такой продукции являются ведущие отрасли промышленности: фармацевтическая, химическая, легкая.
Сектор картона и картонной упаковки еще далек от насыщения, поэтому в ближайшие пять лет рост рынка полиграфических услуг будет обеспечиваться за счет спроса на этикеточно-упаковочную продукцию.
Рынок красок не оказывает такого заметного влияния, что аргументируется тем, что «индивидуальные» краски никто не производит, они стандартные и в себестоимости тиража составляют всего 3-5%.