Основы управления и содержание деятельности руководителя
Во всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая организация нуждается в рациональном и эффективном управлении. Понятие «организация» может употребляться в широком смысле и иметь много значений. Поэтому в работе под организацией будут пониматься различные общественные образования: промышленные предприятия, коммерческие фирмы, государственные учреждения и др. Учитывая, что информационное обеспечение управления их деятельностью осуществляется по одним и тем же принципам, употребление в тексте термина «организация» будет означать справедливость приводимых утверждений и для предприятия, фирмы, учреждения, и наоборот.
Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода его в качественно новое состояние: управление - это наука, искусство, функция, люди управляющие организацией и аппарат.
Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение предприятия, предприятие в целом, а также различные информационные системы и пр.
Различие между субъектом и объектом заключается в том, что субъект является источником управляющего воздействия, а объект подчинен этому воздействию. Отсюда следует, что руководитель является субъектом, осуществляющим управление.
Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:
· сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;
· анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым;
· выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;
· передача управляющего воздействия объекту.
Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т. е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту.
Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие.
Наибольший интерес представляет рассмотрение управленческих процессов в экономике, а именно применительно к конкретным организациям.
На этом уровне организация управления включает в себя операции:
· выявление функций управления;
· установление рационального количества уровней управления;
· распределение функций, прав и ответственности между различными уровнями;
· определение профессионального и численного состава кадров;
· разработка нормативно-методической базы.
Функция управления представляет собой относительно самостоятельный и обособленный вид деятельности руководителя. Функции управления имеют структуру, содержание и механизм реализации.
Специалисты выделяют следующие основные функции управления:
· планирование;
· календарно-плановое руководство;
· оперативное управление;
· контроль.
Некоторые специалисты выделяют также такие функции, как мотивация, регулирование и др. С точки зрения исследуемого вопроса, выделенные функции являются наиболее важными.
Планирование
представляет собой процесс создания планов и определение необходимых ресурсов для их реализации. Планирование включает в себя: