Основы управления и содержание деятельности руководителя
основной задачей которого является определение допустимых отклонений, фиксирование и быстрое их устранение, можно разделить на два этапа: слежение за выполнением намеченных планом работ и корректирование всех значительных отклонений от плана.
Специалисты выделяют три стадии контроля: предварительная, текущая и заключительная.
Предварительный контроль осуществляется до начала плановых работ, когда тщательно оценивается выполнение функций подразделениями и должностных обязанностей исполнителями.
Текущий контроль заключается в оценке деятельности подразделений и конкретных исполнителей.
В ходе заключительного контроля осуществляется анализ ошибок и определение мер поощрения или наказания исполнителей. Эта стадия дает руководству информацию, необходимую для дальнейшего планирования.
Основные инструменты контроля - наблюдение, проверка, учет и анализ. В процессе управления контроль является элементом обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов. Правильно поставленный контроль должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на конечный результат, быть своевременным, объективным и достаточно простым.
В основе каждого элемента управленческой деятельности лежит процесс принятия решений. Управленческое решение представляет собой целенаправленное воздействие на объект управления, осуществляемое в соответствии с ранее составленным планом на основе специально собранной информации руководителем.
Принятие управленческого решения является адекватной реакцией на сложившуюся в ходе работы объекта ситуацию - проблему. Понятие «проблема» означает такое состояние объекта управления, при котором какие-либо показатели его функционирования отличаются от запланированных. Проблемная ситуация требует вмешательства в работу системы, которое реализуется путем оказания на объект соответствующего управляющего воздействия.
Проблемные ситуации могут быть:
· стандартные, т. е. иметь четкие структуру и причинно-следственные связи;
· хорошо структурируемые, в которых можно выделить отдельные блоки вопросов со своими наборами решений;
- слабо структурируемые, в которых не прослеживаются причинно-следственные связи в развитии ситуации и нечетко формулируется сама задача принятия решения;
- неструктурируемые (нестандартные), т. е. не имеющие аналогов ситуации, для которых практически невозможно сформулироватьзадачу принятия решения.
Любые управленческие решения должны отвечать требованиям:
· обоснованность и конкретность;
· своевременность;
· согласованность с ранее принятыми решениями;
· оптимальность и гибкость;
· достаточная компетентность руководителей, принимающих решение.
В процессе принятия решения часто возникает необходимость в выборе приоритетности характеристик, т. е. поступиться одной, например срочностью, с тем, чтобы получить выигрыш в другой, например в затратах. Кроме того, количество рассматриваемых вариантов зависит от имеющихся в распоряжении ресурсов и информации. Работа по сбору, обработке и анализу информации идет на всех этапах процесса принятия решения.