Характеристика и особенности внешней среды организации (характеристика отрасли)
В условиях глобального финансового кризиса предприятие проводит политику независимости от внешних источников финансирования и построения оптимальной структуры баланса с точки зрения ликвидности.
Следует отметить, что существенную и растущую долю рынка бытовой техники и электроники (в настоящее время до 4%) занимают крупные гипермаркеты типа Метро и Ашан. Также в 2006 году в Россию пришла иностранная сеть, специализирующаяся на розничной торговле электроникой - немецкая MediaMarkt. Но данный приход не воспринимается российскими сетями серьезно, т. к. на сегодняшний день MediaMarkt открыл всего 4 магазина, и значительного роста количества новых магазинов, способных оказать существенное влияние на продажи тройки лидеров, в ближайшие годы не предполагается.
Перечень факторов конкурентоспособности эмитента с описанием степени их влияния на конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг): Конкурентные преимущества Торговой сети «Техносила» (в порядке уменьшения степени влияния):
ü Лидирующие позиции: «Техносила» входит в тройку лидеров рынка ритейла электроники;
ü Узнаваемый бренд;
ü Широкая экспансия: более половины магазинов сети «Техносила» расположены в регионах. Розничная сеть представлена по всей территории России;
ü Динамичный рост: «Техносила» - одна из самых быстрорастущих розничных сетей в своём сегменте рынка;
ü Широкий товарный ассортимент: в сети «Техносила» постоянно представлено около 22000 наименований товаров всемирно известных производителей электроники;
ü Положительная кредитная история: основными партнерами компании стали российские и зарубежные банки, входящие в TOP-20.
Рынок бытовой техники в России является наиболее развитым розничным направлением, а потому и наиболее конкурентным. По мнению экспертов, в 2008 году его рост составил 20 процентов. Причем аналитики отмечают, что в последние годы рост этого сектора обусловлен потребительской активностью населения, которая возникла в связи с улучшением общего благосостояния.
На самом же деле сейчас уже трудно представить себе нашу жизнь без стиральной машины, холодильника или плиты. И чем эти приборы более функциональны, тем приятней и легче становится работа по дому.
По данным мониторинга различных продаж в секторе, лидируют все же холодильники (в среднем 32 процента в натуральном и 38 процентов в денежном выражении), за ними следуют стиральные машины (20-25 процентов и 30-35 процентов). Впрочем, в последнее время становится весьма заметным спрос и на посудомоечные машины.
На сегодняшний день доля присутствия европейских и азиатских компаний на нашем рынке, по оценкам специалистов, составила 80 процентов. Остальные 20 процентов делят между собой российские и белорусские производители.
Из-за того, что велика доля импорта, оценить объемы рынка бытовой техники достаточно трудно. Бывает, что официальная статистика не совпадает с реальной емкостью рынка. Так, по данным ГТК, которые опираются на данные деклараций, объем рынка составляет чуть более 2 миллиардов долларов. А вот по данным корпоративных экспертов, чьи оценки строятся на информации по рознице, рынок всей бытовой техники составляет 5-6 миллиардов долларов. Выходит, что на долю «серого» импорта приходится практически половина рынка. Вместе с тем около 40 процентов емкости декларированного рынка приходится на крупную бытовую технику. Кстати объем московского рынка бытовой техники составил в прошлом году около 1,2 миллиарда долларов, петербургского - значительно меньше.
Согласно исследованию независимых экспертов, крупную бытовую технику приобрели 40 процентов всех семей. Если одни семьи впервые купили стиральную машину, холодильник или плиту, то другие, являясь активными пользователями, заменили свою 10-летнюю технику на новую. Понятно, что обновление «домашнего парка» произошло за счет более дорогих и качественных моделей. Прогноз экспертов на этот год весьма благоприятен. Эксперты считают, что рынок бытовой техники вырастет и в натуральном, и в денежном выражении, причем за счет среднего и высокого ценовых сегментов. В среднем ценовом сегменте ведущая роль будет принадлежать потребителям с доходами около 200 долларов, а их доля на российском рынке достигает 55 процентов. Потребителями же высокого ценового сегмента являются семьи, где доход на одного человека превышает 600 долларов.
Необходимо отметить, что особенно большой прирост рынка бытовой техники имел место два года назад. В разных сегментах он составлял 30-50 процентов, а у некоторых сетевых розничных операторов объем продаж увеличился на 80 процентов. И, что интересно, спрос на технику для дома в регионах рос значительно быстрее, чем в Москве и Петербурге. Если объем продаж крупной бытовой техники в столицах увеличился на 20 процентов, то в регионах - на 40 процентов, а мелкой - на 40 и 60 процентов соответственно. Поэтому понятно, что многие московские торговые сети уже всерьез задумались о расширении зоны своей экспансии, а некоторые компании уже открыли свои магазины во всех городах-миллионниках Европейской части России. Компании наполняют региональные магазины недорогими и ходовыми товарами, создавая привлекательные условия для покупки.